Творчество И.Е. Репина

Статьи по культурологии » Творчество И.Е. Репина

Страница 4

Сюжет, который выбрал худож­ник, дал ему возможность показать людей разного имущественного со­стояния. Ведь в торжественной це­ремонии перенесения «чудотворной» иконы принимали участие очень многие: духовенство, дворяне, куп­цы, местные полицейские власти, богатые крестьяне, деревенская го­лытьба, нищие и т. д.

В картине толпа движется из глу­бины на первый план, но в этом едином потоке различимы три па­раллельных течения. Они не смеши­ваются друг с другом. Об этом за­ботятся и жандармы, и урядники, и старосты, которые, подобно погра­ничным вехам, отделяют централь­ную часть процессии, где идет «чи­стая» публика, от двух потоков справа и слева по краям дороги. Здесь идут нищие, странники, богомольцы и прочий бедный люд. Так в единой процессии очень четко обо­значено социальное неравенство лю­дей.

В средней части процессии изо­бражены степенные «хозяйствен­ные» мужики, духовенство в пыш­ных ризах, хор. Но истинный центр этого шествия—важная барыня, удостоенная чести нести «чудотвор­ную» икону. Лицо барыни, тупое, надутое, ничего не выражает, кроме глупого чванства. Вместе с тем оно вполне соответствует настрое­нию многих участников крестного хода.

Репин не допустил в трактовке участников процессии ни малейше­го утрирования, образ каждого аб­солютно правдив, а поведение— психологически оправдано. «Выше всего правда жизни, она всегда за­ключает в себе глубокую идею» ,—писал Репин Третьякову. Эту мысль неназойливо, без прямолинейной тенденциозности, раскрывает ху­дожник, когда он незаметно перево­дит взгляд зрителя от центральной группы влево, на обочину дороги, где один из робкой и смиренной толпы, горбун, рванулся вперед к «чудотворной». И зритель видит, как староста решительно преградил ему путь.

Удивительно лицо горбуна: нерв­ное, умное, упрямое и какое-то про­светленное, словно бы озаренное глубоким внутренним светом. В композиции картины горбуну принадлежит исключительная роль. Репин выдвинул его на первый план, как бы противопоставляя ос­новной массе участников процессии. Да и по своим внутренним качест­вам он противоположен остальным. Искренний, взволнованный, душев­но чистый и чуткий, горбун вызыва­ет естественную симпатию и, без со­мнения, является носителем поло­жительного начала.

Образ этого человека глубок и противоречив, во многом собирате­лен. Его наивная вера и цельность натуры были весьма характерны для большей части темной патри­архальной деревни. Вместе с тем обиженный и оскорбленный в своем чувстве, он воспринимается почти символически, как бы отражая то унижение, которому постоянно под­вергался человек из народа.

Совершенно очевидно, что впечат­ление абсолютной правды, которое возникает при рассматривании кар­тины, зависит не только от характе­ристики каждого образа, не только от композиционного построения, но и от колористического решения. Картина Репина убеждает, насколь­ко правдиво сумел он передать цветовое многообразие празднично одетой толпы, блеск золотого уб­ранства иконы, отблеск свечей в фо­наре при ярком свете дня, скром­ную коричневато-серую одежду простого народа. Вместе с тем ху­дожнику удалось найти правильные соотношения цветов и объединить все эти сочные краски в единый ан­самбль. Вполне владея законами пленерной живописи, Репин сумел передать и свет солнечного дня, чуть приглушенный пылью, что под­нимают сотни ног, и бледно-голубое небо, и выжженный солнцем безлесый вдали косогор.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Поплярное на сайте:

Вердинский обелиск
В 30 километрах от Духовщины, на большаке, веду­щем в Пречистое, неподалеку от возрожденной деревни Вердино в сентябре 1968 года был установлен памятный знак. Это двухметровый железобетонный обелиск в виде плиты. На плите, верхний край ко ...

Древняя история майя
Исследователи делят древнюю историю майя на несколько периодов: доклассический — 2000 — 300 гг. до н. э.; классический — 300 г. до н. э — 900 г. н. э.; послеклассический — 900—1530 гг. Далее горная Гватемала и полуостров Юкатан были завое ...

Нейродинамика творческой деятельности
Дополнительные наблюдения и объяснения процессов творческого акта предлагает современная естественнонаучная психология, в частности те экспериментальные разработки и исследования, которые ведутся в сфере нейродинамики творческой деятельно ...