Творчество И.Е. Репина

Статьи по культурологии » Творчество И.Е. Репина

Страница 4

Сюжет, который выбрал худож­ник, дал ему возможность показать людей разного имущественного со­стояния. Ведь в торжественной це­ремонии перенесения «чудотворной» иконы принимали участие очень многие: духовенство, дворяне, куп­цы, местные полицейские власти, богатые крестьяне, деревенская го­лытьба, нищие и т. д.

В картине толпа движется из глу­бины на первый план, но в этом едином потоке различимы три па­раллельных течения. Они не смеши­ваются друг с другом. Об этом за­ботятся и жандармы, и урядники, и старосты, которые, подобно погра­ничным вехам, отделяют централь­ную часть процессии, где идет «чи­стая» публика, от двух потоков справа и слева по краям дороги. Здесь идут нищие, странники, богомольцы и прочий бедный люд. Так в единой процессии очень четко обо­значено социальное неравенство лю­дей.

В средней части процессии изо­бражены степенные «хозяйствен­ные» мужики, духовенство в пыш­ных ризах, хор. Но истинный центр этого шествия—важная барыня, удостоенная чести нести «чудотвор­ную» икону. Лицо барыни, тупое, надутое, ничего не выражает, кроме глупого чванства. Вместе с тем оно вполне соответствует настрое­нию многих участников крестного хода.

Репин не допустил в трактовке участников процессии ни малейше­го утрирования, образ каждого аб­солютно правдив, а поведение— психологически оправдано. «Выше всего правда жизни, она всегда за­ключает в себе глубокую идею» ,—писал Репин Третьякову. Эту мысль неназойливо, без прямолинейной тенденциозности, раскрывает ху­дожник, когда он незаметно перево­дит взгляд зрителя от центральной группы влево, на обочину дороги, где один из робкой и смиренной толпы, горбун, рванулся вперед к «чудотворной». И зритель видит, как староста решительно преградил ему путь.

Удивительно лицо горбуна: нерв­ное, умное, упрямое и какое-то про­светленное, словно бы озаренное глубоким внутренним светом. В композиции картины горбуну принадлежит исключительная роль. Репин выдвинул его на первый план, как бы противопоставляя ос­новной массе участников процессии. Да и по своим внутренним качест­вам он противоположен остальным. Искренний, взволнованный, душев­но чистый и чуткий, горбун вызыва­ет естественную симпатию и, без со­мнения, является носителем поло­жительного начала.

Образ этого человека глубок и противоречив, во многом собирате­лен. Его наивная вера и цельность натуры были весьма характерны для большей части темной патри­архальной деревни. Вместе с тем обиженный и оскорбленный в своем чувстве, он воспринимается почти символически, как бы отражая то унижение, которому постоянно под­вергался человек из народа.

Совершенно очевидно, что впечат­ление абсолютной правды, которое возникает при рассматривании кар­тины, зависит не только от характе­ристики каждого образа, не только от композиционного построения, но и от колористического решения. Картина Репина убеждает, насколь­ко правдиво сумел он передать цветовое многообразие празднично одетой толпы, блеск золотого уб­ранства иконы, отблеск свечей в фо­наре при ярком свете дня, скром­ную коричневато-серую одежду простого народа. Вместе с тем ху­дожнику удалось найти правильные соотношения цветов и объединить все эти сочные краски в единый ан­самбль. Вполне владея законами пленерной живописи, Репин сумел передать и свет солнечного дня, чуть приглушенный пылью, что под­нимают сотни ног, и бледно-голубое небо, и выжженный солнцем безлесый вдали косогор.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Поплярное на сайте:

Российский музей и интернет
Советский музей был в некотором роде вещью в себе. Призванный проводить государственную идеологию, музей ориентировался не столько на показ и просветительскую деятельность, сколько на хранение, комплектование и изучение коллекций. По это ...

Творчество военных лет
Творчество военных лет носит преимущественно личный и тайный характер. Заказы составляют весьма малую часть работ Гойи. Лучшие творения художник создал как потаенную летопись эпохи, которую невозможно можно было обнародовать при французск ...

Покровский собор
Покровский собор ( храм Василия Блаженного ) построен зодчим Постником Яковлевым в 1555 – 1561 годах. Возможно, Иван Грозный приурочил день штурма Казани ко дню первого чисто русского церковного праздника Покрова. Собор, посвящённый этому ...