Творчество И.Е. Репина

Статьи по культурологии » Творчество И.Е. Репина

Страница 6

В картине «Не ждали» жизнь ре­волюционера показана как семейно-бытовая драма, как трагедия мно­гих сотен интеллигентных семей, связанных с освободительным дви­жением. Картина эта, без сомнения, принадлежит к числу лучших про­изведений жанровой живописи 80-х годов.

Как некогда в «Бурлаках», так и здесь Репин с наибольшей силой художественной выразительности воплотил искания, свойственные всей бытовой живописи того перио­да. Это больший по сравнению с предшествующим временем инте­рес к внутреннему миру человека, к раскрытию тайных движений его души.

Картина привлекает высоким ма­стерством исполнения. Подобно та­лантливому режиссеру, Репин соз­дает продуманную, уравновешен­ную композицию и добивается при этом впечатления непосредственно­сти: кажется, что сцена взята пря­мо из жизни. Вместе с тем каждая деталь приобретает глубокий смысл: и скромная обстановка ком­наты, и висящие на стене портреты Шевченко и Некрасова, любимых поэтов разночинной интеллигенции.

«Не ждали» — шедевр пленерной живописи. Картина буквально про­низана светом и воздухом, прохла­дой дождливого летнего дня.

Важное качество жанровой живо­писи Репина—ее своеобразный ис­торизм. Это относится прежде все­го ко всем произведениям, посвя­щенным революционному движе­нию, которое само по себе уже есть достояние истории. Но и другие ра­боты Репина, например «Крестный ход в Курской губернии», прибли­жаются к исторической картине— показывают роль и место простого народа в общественной жизни страны.

Репин работал и в области собст­венно исторической живописи. В конце 70-х годов, вероятно по аналогии с современными события­ми, его особенно привлекает траге­дия сильной личности, люди упря­мых характеров, неукротимой воли. Такова царевна Софья в картине «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новоде­вичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 г.» . По словам Крамского, «Софья производит впечатление за­пертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории».

Следующее большое историческое полотно Репин создал в середине 80-х годов, когда у него в памяти были еще свежи казни мрачного 1881 г. «Современные, только что затягивавшиеся жизненным чадом, тлели еще не остывшие кратеры . Страшно было подходить—не сдобровать . Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории»,—вспоминал Репин. Так возникла мысль показать преступле­ние, совершенное царем Иваном IV, убившим собственного сына.

«Я работал завороженный. Мне минутами становилось страшно»,— говорил Репин. Картина была напи­сана быстро. При работе над обра­зом Ивана Грозного Репин восполь­зовался портретными этюдами ком­позитора П. И. Бларамберга и ху­дожника Г. Г. Мясоедова; для царе­вича позировали писатель В. М. Гаршин и художник В. К. Менк.

К 1885 г., к XIII передвижной вы­ставке, картина была окончена и экспонировалась под названием «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Репин показал Грозного не в са­мый момент убийства, не в ярости дикого гнева, а в ужасе от содеян­ного . Чувствуя, что теряет сына, он прижимает его к себе, пытается за­жать рану, спасти . Лицо Грозного в пятнах крови—страшно, в огром­ных глазах — безумие.

Лютое горе, муки раскаяния при­дают образу Грозного какую-то жуткую силу. Такой страшной чело­веческой трагедии не изображал еще ни один художник.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Поплярное на сайте: