Творчество И.Е. Репина

Статьи по культурологии » Творчество И.Е. Репина

Страница 5

С конца 70-х годов Репин рабо­тал и над картинами, посвященны­ми революционному движению («Под конвоем», «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и др.).

«Отказ от исповеди» (1879—1885) относится к лучшим работам этого цикла. Непосредственным поводом для создания картины послужило стихотворение «Последняя испо­ведь» Н. М. Минского (Виленкина), напечатанное в нелегальном народ­ническом журнале «Народная воля» в октябре 1879 г. В этом драматизи­рованном стихотворении пригово­ренный к казни революционер отка­зывается от исповеди и бросает в лицо священнику гневные и гордые слова: Я кафедру создам из эшафота И проповедь могучую безмолвно В последний раз скажу перед толпой! Как надо жить, тебя не научил я, Но покажу, как надо умереть!

Репин, как вспоминал Стасов, был потрясен прочитанным. Тема о революционерах давно привлекала, восхищала его. Но теперь она обре­ла конкретность. Нужно было лишь найти соответствующую художест­венную форму, придать каждому образу острую психологическую на­сыщенность. В альбомах Репина, сменяя друг друга, появлялись на­броски двухфигурной композиции будущей картины.

Сюжет картины ясно раскрыт в ее названии. Однако содержание ее глубже и трагичнее. Дело не только в том, что заключенный отказывает­ся от исповеди, а в том, что в эти последние часы своей жизни он со­хранил душевные силы и страстную убежденность в правоте избранно­го пути. Его лицо, изможденное и исстрадавшееся, но по-прежнему во­левое, гордо вскинутая голова, не­зависимая поза—все говорит о му­жестве и стойкости.

Приговоренный к смерти, но ду­ховно не сломленный, революцио­нер нравственно выше священника, которого тюремные власти присла­ли в камеру, выше его обыватель­ского благодушия и покорности.

Героическое в этой картине неот­делимо от трагического. Все прони­зано ощущением надвигающейся катастрофы. Сочетание мрачных коричнево-черных и серо-зеленых, землистых тонов кажется злове­щим.

Примерно в эти же годы в ма­стерской Репина находилась еще одна картина, также посвященная революционерам - народникам,— «Не ждали». Сюжетно она менее трагична, действие происходит не в тюрьме. Изображено радостное со­бытие—возвращение ссыльного в свою семью. Вместе с тем Репин раскрыл в этой радости так много душевного страдания, предшествовавшего ей, что картина стала глу­боко драматической.

Репин показал тот момент, кото­рый длится секунды: первую мину­ту встречи, когда человек, которого не ждали и на встречу с которым почти не надеялись, вдруг неожиданно входит в комнату . Удивле­ние. Первые проблески еще недо­верчивой радости. Но уже в следую­щее мгновение—объятия, поцелуи, слезы, расспросы . Именно эти краткие секунды, предшествующие общей радости, показал Репин.

Нужно было быть блестящим пси­хологом, чтобы суметь выразить та­кое сложное переходное душевное состояние людей: неуверенные, робкие шаги вернувшегося (он еще не знает, как его примут, простят ли ему причиненные им страдания), медленное движение матери, при­вставшей навстречу сыну (она все­гда боялась, что не доживет до этой минуты, и теперь словно бы боится поверить счастью). Резко по­вернулась к ссыльному жена (стра­дания и радость отразились на ее лице); с ликующими глазами потя­нулся к отцу гимназист; девочка, не узнавшая вошедшего, испуганно сжалась. И только горничная, чу­жой человек, равнодушно смотрит на пришельца.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Поплярное на сайте:

Как зарождалась культура Руси
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духов ...

Культура как фактор, регулирующий условия проявления человеческих возможностей
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которы ...

Жизнь и творчество Феофана Грека
Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность ...