Творчество И.Е. Репина

Статьи по культурологии » Творчество И.Е. Репина

Страница 1

Вершиной русской жанровой живописи второй полови­ны XIX в. является творчество И. Е. Репина (1844—1930). Вместе с тем великий художник не только был жанристом, но с равным блес­ком работал в области портрета и исторической живописи. Современников поражало его удивительное живописное мастерство.

Репин родился в 1844 г. в Чугуеве в семье военного поселенца. В дет­стве ему пришлось испытать нуж­ду, рано познать труд. Семнадцати лет он уже работал в иконопис­ных артелях. Страстное желание стать художником привело Репина в Петербург, а огромная одарен­ность раскрыла перед ним двери Академии художеств. Это было в январе 1864 г., Репину шел двадца­тый год.

В Академии И. Е. Репина научили «азбуке» искусства, но главным своим учителем он всегда считал Крамского. Именно в беседах с Крамским, в спорах и чтениях на «четвергах» Артели складывалось мировоззрение Репина. И много лет спустя он писал: «Я человек 60-х годов . для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Турге­нева, Толстого ., окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст;

действительность слишком возму­тительна, чтобы со спокойной сове­стью вышивать узоры,—предоста­вим это благовоспитанным барыш­ням».

На протяжении долгих лет жиз­ни Репин оставался верен демокра­тическим идеалам своей юности, ве­рен искусству критического реа­лизма.

Первым произведением, которое принесло Репину известность в ху­дожественных кругах, была карти­на, написанная перед окончанием

Академии для конкурса на боль­шую золотую медаль. Она называ­лась «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Традиционный евангельский сюжет этот был предложен Репину профессорами. Религиозная и даже мистическая сторона сюжета—вос­крешение Христом умершей девоч­ки,—естественно, не могла увлечь такого трезвого реалиста, каким был Репин.

Картина не получалась . И вот незадолго до конкурса, как расска­зывал сам художник, вспомнил он свое детство, умершую любимую се­стру .Воображение заработало. Картина была написана быстро, с воодушевлением. Она поражает психологизмом, реальностью и даже иллюзорностью. Особенно удачна левая половина холста — в желто­ватых отблесках свечей вырисовы­вается ложе умершей, видно ее мертвенно-бледное лицо и рядом с нею фигура Христа, освещенная лучами дневного света, ворвавши­мися в полумрак комнаты. В образе Христа, в его благородной сдержан­ности сказались, несомненно, отго­лоски тех впечатлений, которые Ре­пин вынес от картины А. А. Ивано­ва «Явление Христа народу».

За «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил большую золотую медаль, а с нею право поездки за границу от Академии сроком на шесть лет.

Однако Репин решил отложить поездку. Все его мысли были сосре­доточены на новом произведении, которое он задумал задолго до сво­ей академической программы, Речь идет о «Бурлаках на Волге» (1870—1873).

Впервые Репин увидел бурлаков на Неве погожим летним днем 1868 г. Тогда же, потрясенный этим зрелищем, он решил написать кар­тину, показав измученных, в лохмо­тьях бурлаков и рядом нарядную толпу праздных дачников. Замысел вполне в духе обличительной живо­писи 60-х годов. Но вскоре Репин изменил его. Он отказался от пря­молинейного противопоставления и все внимание сосредоточил на од­них бурлаках. Для того чтобы со­брать материал, художник дважды ездил на Волгу. В его альбомах по­явились сотни рисунков. Это были портреты бурлаков, их изображе­ния в разных ракурсах, виды Волги и просто зарисовки местных жите­лей. Он написал в это время множество этюдов масляными краска­ми, сделал несколько эскизов, по­долгу вынашивал каждый образ будущей картины. После несколь­ких переделок к весне 1873 г. рабо­та была окончена.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поплярное на сайте:

Отдел истории первобытной культуры
Отдел истории первобытной культуры, организованный в Эрмитаже в 1931 году, располагает обширной коллекцией, насчитывающей свыше четырехсот тринадцати тысяч памятников. Выставки отдела показывают развитие первобытной культуры на территории ...

Колосс на острове Родос
Древнегреческий автор Филон написал так об этом острове: «Остров Родос лежит в бескрайнем море. В давние времена, когда он был ещё погружён на дно, вынес его Гелиос на поверхность и попросил у богов для себя. Тут и стоит Колосс высотой в ...

Владимир Андреевич Фаворский – мастер графической миниатюры и ксилографии
Если окинуть взглядом всю жизнь Фаворского, она представится жизнью человека прошедшего за пятьдесят лет тот путь, который у истории искусства занял много веков. Он начал как человек, творящий непосредственно, не знающий никаких приёмов, ...