Творчество И.Е. Репина

Статьи по культурологии » Творчество И.Е. Репина

Страница 1

Вершиной русской жанровой живописи второй полови­ны XIX в. является творчество И. Е. Репина (1844—1930). Вместе с тем великий художник не только был жанристом, но с равным блес­ком работал в области портрета и исторической живописи. Современников поражало его удивительное живописное мастерство.

Репин родился в 1844 г. в Чугуеве в семье военного поселенца. В дет­стве ему пришлось испытать нуж­ду, рано познать труд. Семнадцати лет он уже работал в иконопис­ных артелях. Страстное желание стать художником привело Репина в Петербург, а огромная одарен­ность раскрыла перед ним двери Академии художеств. Это было в январе 1864 г., Репину шел двадца­тый год.

В Академии И. Е. Репина научили «азбуке» искусства, но главным своим учителем он всегда считал Крамского. Именно в беседах с Крамским, в спорах и чтениях на «четвергах» Артели складывалось мировоззрение Репина. И много лет спустя он писал: «Я человек 60-х годов . для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Турге­нева, Толстого ., окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст;

действительность слишком возму­тительна, чтобы со спокойной сове­стью вышивать узоры,—предоста­вим это благовоспитанным барыш­ням».

На протяжении долгих лет жиз­ни Репин оставался верен демокра­тическим идеалам своей юности, ве­рен искусству критического реа­лизма.

Первым произведением, которое принесло Репину известность в ху­дожественных кругах, была карти­на, написанная перед окончанием

Академии для конкурса на боль­шую золотую медаль. Она называ­лась «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Традиционный евангельский сюжет этот был предложен Репину профессорами. Религиозная и даже мистическая сторона сюжета—вос­крешение Христом умершей девоч­ки,—естественно, не могла увлечь такого трезвого реалиста, каким был Репин.

Картина не получалась . И вот незадолго до конкурса, как расска­зывал сам художник, вспомнил он свое детство, умершую любимую се­стру .Воображение заработало. Картина была написана быстро, с воодушевлением. Она поражает психологизмом, реальностью и даже иллюзорностью. Особенно удачна левая половина холста — в желто­ватых отблесках свечей вырисовы­вается ложе умершей, видно ее мертвенно-бледное лицо и рядом с нею фигура Христа, освещенная лучами дневного света, ворвавши­мися в полумрак комнаты. В образе Христа, в его благородной сдержан­ности сказались, несомненно, отго­лоски тех впечатлений, которые Ре­пин вынес от картины А. А. Ивано­ва «Явление Христа народу».

За «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил большую золотую медаль, а с нею право поездки за границу от Академии сроком на шесть лет.

Однако Репин решил отложить поездку. Все его мысли были сосре­доточены на новом произведении, которое он задумал задолго до сво­ей академической программы, Речь идет о «Бурлаках на Волге» (1870—1873).

Впервые Репин увидел бурлаков на Неве погожим летним днем 1868 г. Тогда же, потрясенный этим зрелищем, он решил написать кар­тину, показав измученных, в лохмо­тьях бурлаков и рядом нарядную толпу праздных дачников. Замысел вполне в духе обличительной живо­писи 60-х годов. Но вскоре Репин изменил его. Он отказался от пря­молинейного противопоставления и все внимание сосредоточил на од­них бурлаках. Для того чтобы со­брать материал, художник дважды ездил на Волгу. В его альбомах по­явились сотни рисунков. Это были портреты бурлаков, их изображе­ния в разных ракурсах, виды Волги и просто зарисовки местных жите­лей. Он написал в это время множество этюдов масляными краска­ми, сделал несколько эскизов, по­долгу вынашивал каждый образ будущей картины. После несколь­ких переделок к весне 1873 г. рабо­та была окончена.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поплярное на сайте: