Творчество И.Е. Репина

Статьи по культурологии » Творчество И.Е. Репина

Страница 1

Вершиной русской жанровой живописи второй полови­ны XIX в. является творчество И. Е. Репина (1844—1930). Вместе с тем великий художник не только был жанристом, но с равным блес­ком работал в области портрета и исторической живописи. Современников поражало его удивительное живописное мастерство.

Репин родился в 1844 г. в Чугуеве в семье военного поселенца. В дет­стве ему пришлось испытать нуж­ду, рано познать труд. Семнадцати лет он уже работал в иконопис­ных артелях. Страстное желание стать художником привело Репина в Петербург, а огромная одарен­ность раскрыла перед ним двери Академии художеств. Это было в январе 1864 г., Репину шел двадца­тый год.

В Академии И. Е. Репина научили «азбуке» искусства, но главным своим учителем он всегда считал Крамского. Именно в беседах с Крамским, в спорах и чтениях на «четвергах» Артели складывалось мировоззрение Репина. И много лет спустя он писал: «Я человек 60-х годов . для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Турге­нева, Толстого ., окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст;

действительность слишком возму­тительна, чтобы со спокойной сове­стью вышивать узоры,—предоста­вим это благовоспитанным барыш­ням».

На протяжении долгих лет жиз­ни Репин оставался верен демокра­тическим идеалам своей юности, ве­рен искусству критического реа­лизма.

Первым произведением, которое принесло Репину известность в ху­дожественных кругах, была карти­на, написанная перед окончанием

Академии для конкурса на боль­шую золотую медаль. Она называ­лась «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Традиционный евангельский сюжет этот был предложен Репину профессорами. Религиозная и даже мистическая сторона сюжета—вос­крешение Христом умершей девоч­ки,—естественно, не могла увлечь такого трезвого реалиста, каким был Репин.

Картина не получалась . И вот незадолго до конкурса, как расска­зывал сам художник, вспомнил он свое детство, умершую любимую се­стру .Воображение заработало. Картина была написана быстро, с воодушевлением. Она поражает психологизмом, реальностью и даже иллюзорностью. Особенно удачна левая половина холста — в желто­ватых отблесках свечей вырисовы­вается ложе умершей, видно ее мертвенно-бледное лицо и рядом с нею фигура Христа, освещенная лучами дневного света, ворвавши­мися в полумрак комнаты. В образе Христа, в его благородной сдержан­ности сказались, несомненно, отго­лоски тех впечатлений, которые Ре­пин вынес от картины А. А. Ивано­ва «Явление Христа народу».

За «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил большую золотую медаль, а с нею право поездки за границу от Академии сроком на шесть лет.

Однако Репин решил отложить поездку. Все его мысли были сосре­доточены на новом произведении, которое он задумал задолго до сво­ей академической программы, Речь идет о «Бурлаках на Волге» (1870—1873).

Впервые Репин увидел бурлаков на Неве погожим летним днем 1868 г. Тогда же, потрясенный этим зрелищем, он решил написать кар­тину, показав измученных, в лохмо­тьях бурлаков и рядом нарядную толпу праздных дачников. Замысел вполне в духе обличительной живо­писи 60-х годов. Но вскоре Репин изменил его. Он отказался от пря­молинейного противопоставления и все внимание сосредоточил на од­них бурлаках. Для того чтобы со­брать материал, художник дважды ездил на Волгу. В его альбомах по­явились сотни рисунков. Это были портреты бурлаков, их изображе­ния в разных ракурсах, виды Волги и просто зарисовки местных жите­лей. Он написал в это время множество этюдов масляными краска­ми, сделал несколько эскизов, по­долгу вынашивал каждый образ будущей картины. После несколь­ких переделок к весне 1873 г. рабо­та была окончена.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поплярное на сайте:

Леонид Гайдай
Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года. В 1941 году он пошел служить в армию. Вскоре после начала Великой Отечественной войны Леонида Гайдая из Монголии перевели на Калининский фронт и направили в разведку, так как в школе он учи ...

Левитан Исаак Ильич
Многие живописцы изобразили на своих картинах природу. Чем ближе они проникали в окружающий их мир, тем богаче и тоньше становилось изображение на картинах самых обычных предметов. Левитана называли певцом русской природы. Действительно, ...

Влияние древнеримского искусства на европейское
Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание к нему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Рима многое поколения находили нечто соз ...