Творчество И.Е. Репина

Статьи по культурологии » Творчество И.Е. Репина

Страница 3

После окончания «Бурлаков» в мае 1873 г. Репин воспользовался своим правом на заграничную по­ездку. Через Вену он отправился в Италию, а оттуда осенью в Париж. Поездка имела для Репина боль­шое значение. Он увидел многие прославленные произведения вели­ких мастеров прошлого, узнал и со­временное европейское искусство. Естественно, что он ознакомился с самым новаторским течением в ху­дожественной жизни Франции — импрессионизмом и с тем культом пленерной живописи, который был для него характерен.

Еще в России Репин догадывался о необходимости работы на откры­том воздухе и пытался это сделать в процессе создания «Бурлаков». Но тогда, во всяком случае в основном варианте картины, ему это не очень удалось.

Во Франции Репин писал теперь пейзажи и людей под открытым не­бом, учился точно находить цвето­вые отношения предметов, освещен­ных солнцем, живущих в единой свето-воздушной среде.

Репин вернулся в Россию в нача­ле 1876 г. и тогда же летом создал одну из самых поэтических своих работ, прелестную маленькую кар­тину «На дерновой скамье»—груп­повой портрет семьи художника. Пленерная живопись, свободная. полная своеобразного изящества, свидетельствовала о профессио­нальном мастерстве молодого ху­дожника, а по настроению, полному тихой радости и спокойствия, карти­на, вероятно, отражала душевное состояние ее автора, только недав­но оказавшегося на родине после нескольких лет разлуки.

Осенью того же года Репин от­правился в Чугуев. Из блестящего Парижа, столичного Петербурга — в далекую глухую провинцию . Выбор оказался исключительно удачным. Репин словно бы окунул­ся в самую гущу народной жизни. «Свадьбы, волостные собрания, яр­марки, базары—все это теперь оживленно, интересно и полно жиз­ни» ,—писал Репин Стасову. Оби­лие образов, сюжетов, новых тем буквально захлестнуло художника. Он работал много и очень плодо­творно.

В сущности здесь, в Чугуеве, окончательно сложилось то направление в его искусстве, которое было намечено еще в «Бурлаках» и дало основание считать Репина художни­ком истинно национальным и глу­боко народным.

С конца 70-х годов начинается расцвет творчества Репина. В 1877г. он написал два превосходных портрета своих земляков-крестьян («Мужик с дурным глазом» и «Му­жичок из робких»). На обоих изо­бражены вполне конкретные люди, но вместе с тем имеющие значение собирательных типических образов. Тогда же Репин создал блестящую по живописи работу «Протодья­кон», портрет дьякона Ивана Ула­нова, могучего человека, чревоугод­ника и сластолюбца. «А тип преин­тересный!—сообщал Репин Крам­скому.— Этот экстракт наших дья­конов, этих львов духовенства, у ко­торых ни на одну йоту не полагает­ся ничего духовного,— весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как и сам обряд в боль­шинстве случаев .»

В Чугуеве Репин сделал несколь­ко эскизов будущих картин, среди них «Крестный ход в Курской губер­нии».

Картина была окончена в 1883 г. и показана на XI передвижной вы­ставке. Успех ее был исключитель­ным, разумеется, среди демократи­чески настроенных зрителей. С по­явлением этой картины стало оче­видно, что Репин достиг невидан­ной прежде у него, да и во всем русском искусстве, высоты. Ни «Бурлаки на Волге», ни другие его работы этого периода не могут идти в сравнение с «Крестным ходом», настолько здесь широко и правди­во, а главное, художественно убеди­тельно показано истинное лицо по­реформенной России, ее социальное неравенство, общественная неспра­ведливость, притеснение и мораль­ное унижение простого народа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Поплярное на сайте:

Определение воображения
Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что «именно вымысел ...

Скульптура
По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия ...

Жанр К. Брюллова
Существо метода Брюллова и его место в русском изобрази­тельном искусстве наглядно раскрываются на сопоставления двух таких учеников мастера, как А. II. Мокрицкий и П. А. Фе­дотов. Первый представлял как бы внешнюю, поверхностную сто­рону ...