Творчество И.Е. Репина

Статьи по культурологии » Творчество И.Е. Репина

Страница 3

После окончания «Бурлаков» в мае 1873 г. Репин воспользовался своим правом на заграничную по­ездку. Через Вену он отправился в Италию, а оттуда осенью в Париж. Поездка имела для Репина боль­шое значение. Он увидел многие прославленные произведения вели­ких мастеров прошлого, узнал и со­временное европейское искусство. Естественно, что он ознакомился с самым новаторским течением в ху­дожественной жизни Франции — импрессионизмом и с тем культом пленерной живописи, который был для него характерен.

Еще в России Репин догадывался о необходимости работы на откры­том воздухе и пытался это сделать в процессе создания «Бурлаков». Но тогда, во всяком случае в основном варианте картины, ему это не очень удалось.

Во Франции Репин писал теперь пейзажи и людей под открытым не­бом, учился точно находить цвето­вые отношения предметов, освещен­ных солнцем, живущих в единой свето-воздушной среде.

Репин вернулся в Россию в нача­ле 1876 г. и тогда же летом создал одну из самых поэтических своих работ, прелестную маленькую кар­тину «На дерновой скамье»—груп­повой портрет семьи художника. Пленерная живопись, свободная. полная своеобразного изящества, свидетельствовала о профессио­нальном мастерстве молодого ху­дожника, а по настроению, полному тихой радости и спокойствия, карти­на, вероятно, отражала душевное состояние ее автора, только недав­но оказавшегося на родине после нескольких лет разлуки.

Осенью того же года Репин от­правился в Чугуев. Из блестящего Парижа, столичного Петербурга — в далекую глухую провинцию . Выбор оказался исключительно удачным. Репин словно бы окунул­ся в самую гущу народной жизни. «Свадьбы, волостные собрания, яр­марки, базары—все это теперь оживленно, интересно и полно жиз­ни» ,—писал Репин Стасову. Оби­лие образов, сюжетов, новых тем буквально захлестнуло художника. Он работал много и очень плодо­творно.

В сущности здесь, в Чугуеве, окончательно сложилось то направление в его искусстве, которое было намечено еще в «Бурлаках» и дало основание считать Репина художни­ком истинно национальным и глу­боко народным.

С конца 70-х годов начинается расцвет творчества Репина. В 1877г. он написал два превосходных портрета своих земляков-крестьян («Мужик с дурным глазом» и «Му­жичок из робких»). На обоих изо­бражены вполне конкретные люди, но вместе с тем имеющие значение собирательных типических образов. Тогда же Репин создал блестящую по живописи работу «Протодья­кон», портрет дьякона Ивана Ула­нова, могучего человека, чревоугод­ника и сластолюбца. «А тип преин­тересный!—сообщал Репин Крам­скому.— Этот экстракт наших дья­конов, этих львов духовенства, у ко­торых ни на одну йоту не полагает­ся ничего духовного,— весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как и сам обряд в боль­шинстве случаев .»

В Чугуеве Репин сделал несколь­ко эскизов будущих картин, среди них «Крестный ход в Курской губер­нии».

Картина была окончена в 1883 г. и показана на XI передвижной вы­ставке. Успех ее был исключитель­ным, разумеется, среди демократи­чески настроенных зрителей. С по­явлением этой картины стало оче­видно, что Репин достиг невидан­ной прежде у него, да и во всем русском искусстве, высоты. Ни «Бурлаки на Волге», ни другие его работы этого периода не могут идти в сравнение с «Крестным ходом», настолько здесь широко и правди­во, а главное, художественно убеди­тельно показано истинное лицо по­реформенной России, ее социальное неравенство, общественная неспра­ведливость, притеснение и мораль­ное унижение простого народа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Поплярное на сайте:

Государственная Оружейная палата
Почти пять столетий минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое дошедшее до н ших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое д ...

Дальнеишее развитие Кадриoрга
Если парк с самого начала предназначался для всеобщего посещения, то дворец стал доступной достопримечательностью лишь с течением времени. Как царская резиденция дворец использовался сравнительно редко. Поэтому, начиная с 30-х годов XVII ...

Фруктовый сад и Каштановый сад
Регулярный центр Фруктового сада был сосредоточен у дома Петра I. Разделенный аллеями на 4 части он,имел форму прямоугольника. Одна из аллей равнялась на главную композ- иционную ось, а пересекавшаяся с ней подходила к бане. Это было прос ...