Творчество И.Е. Репина

Статьи по культурологии » Творчество И.Е. Репина

Страница 8

Таковы портреты писателя А. Ф. Писемского (1880), непоседливого, желчного, больного и умного стари­ка; хирурга Н. И. Пирогова (1881), нетерпеливого человека с пронзи­тельным взглядом быстрых глаз; трагической актрисы П. А. Стрепетовой (1882) со страдальческим вы­ражением лица, горящими глазами, словно сжигаемой каким-то внутрен­ним огнем; В. В. Стасова (1883), с гордо вскинутой головой, и многих Других.

Вершина портретного мастерства Репина — портрет М. П. Мусоргско­го (1881). Он был написан в послед­ние дни жизни композитора. Худож­ник правдив. Он не скрывает ни болезненной отечности лица компози­тора, ни небрежной одежды больно­го человека. Все лучшее сосредото­чено в его глазах — задумчивая пе­чаль и скрытая мука. В них виден прежний Мусоргский, умный, чут­кий, талантливый, человек ясной со­вести и чистой души.

Портрет превосходно написан, ши­роко и свободно, удивителен по ко­лориту, тонко и точно разработанно­му, по сочетанию красок розовато-малиновых и зеленовато-серых то­нов. Он весь словно наполнен воз­духом — Репин использовал все свои знания пленерной живописи.

Особое место среди работ Репина принадлежит портретам Л. Н. Тол­стого. Художник писал его на про­тяжении почти 20 лет, сделал мно­жество карандашных портретов. Лучший из портретов был создан в Ясной Поляне в течение трех дней летом 1887 г. Писатель изображен спокойно сидящим, с книгой в руке. В нем столько мудрости и истинно­го величия, что портрет получает почти эпическую выразительность.

Своеобразным итогом пути Репи­на-портретиста является его много­фигурная групповая композиция «Торжественное заседание Государ­ственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903).Огромное полотно было создано в очень короткий срок. Репину помогали два его ученика — Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов. Впрочем, главное было сделано им самим: и беспощадно правдивые ха­рактеристики изображенных, и сложнейшее композиционное и ко­лористическое построение всей кар­тины.

Для этого произведения Репин сделал много этюдов. Написаны они виртуозно, точны и выразительны. Тут и елейный ханжа Победоносцев с мертвенно-бледным лицом, и уны­лый тупица Дурново, и многие дру­гие. Картина эта была исполнена по заказу, но и здесь Репин остался верен себе, как художник-демократ, беспощадно правдиво показавший истинное лицо высшей российской бюрократии.

«Заседание Государственного Со­вета» оказалось в сущности «лебе­диной песней» Репина. Последние годы жизни великого художника прошли вдали от родины. После ре­волюции, когда местечко Куоккала под Петроградом, где постоянно жил Репин, отошло к Финляндии, художник оказался за границей. Он был стар, болен, душевно одинок, не было сил вернуться на родину. Репин умер в 1930 г. в возрасте 86 лет.

Несмотря на спад в творчестве Ре­пина в последние годы, значение его наследия трудно переоценить. Это был истинно народный художник-гражданин, блестящий психолог, та­лантливый живописец-реалист.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Поплярное на сайте:

Вердинский обелиск
В 30 километрах от Духовщины, на большаке, веду­щем в Пречистое, неподалеку от возрожденной деревни Вердино в сентябре 1968 года был установлен памятный знак. Это двухметровый железобетонный обелиск в виде плиты. На плите, верхний край ко ...

Театр кукол
Муниципальное учреждение культуры "Екатеринбургский театр кукол". Основан в 1932 году. Помимо работы на стационаре театр выезжает в Дома культуры, школы всех 6 районов города Екатеринбурга, а также в города области (Первоуральс ...

Вышивка и кружева
Вышивка — один из видов украшения тканей — у молдаван имеет повсеместное распространение и богатые традиции. Веками создавал народ прекрасное искусство вышивки. В прошлом в Молдавии не было ни одного села, и котором бы женщины с больши ...