Творчество И.Е. Репина

Статьи по культурологии » Творчество И.Е. Репина

Страница 8

Таковы портреты писателя А. Ф. Писемского (1880), непоседливого, желчного, больного и умного стари­ка; хирурга Н. И. Пирогова (1881), нетерпеливого человека с пронзи­тельным взглядом быстрых глаз; трагической актрисы П. А. Стрепетовой (1882) со страдальческим вы­ражением лица, горящими глазами, словно сжигаемой каким-то внутрен­ним огнем; В. В. Стасова (1883), с гордо вскинутой головой, и многих Других.

Вершина портретного мастерства Репина — портрет М. П. Мусоргско­го (1881). Он был написан в послед­ние дни жизни композитора. Худож­ник правдив. Он не скрывает ни болезненной отечности лица компози­тора, ни небрежной одежды больно­го человека. Все лучшее сосредото­чено в его глазах — задумчивая пе­чаль и скрытая мука. В них виден прежний Мусоргский, умный, чут­кий, талантливый, человек ясной со­вести и чистой души.

Портрет превосходно написан, ши­роко и свободно, удивителен по ко­лориту, тонко и точно разработанно­му, по сочетанию красок розовато-малиновых и зеленовато-серых то­нов. Он весь словно наполнен воз­духом — Репин использовал все свои знания пленерной живописи.

Особое место среди работ Репина принадлежит портретам Л. Н. Тол­стого. Художник писал его на про­тяжении почти 20 лет, сделал мно­жество карандашных портретов. Лучший из портретов был создан в Ясной Поляне в течение трех дней летом 1887 г. Писатель изображен спокойно сидящим, с книгой в руке. В нем столько мудрости и истинно­го величия, что портрет получает почти эпическую выразительность.

Своеобразным итогом пути Репи­на-портретиста является его много­фигурная групповая композиция «Торжественное заседание Государ­ственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903).Огромное полотно было создано в очень короткий срок. Репину помогали два его ученика — Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов. Впрочем, главное было сделано им самим: и беспощадно правдивые ха­рактеристики изображенных, и сложнейшее композиционное и ко­лористическое построение всей кар­тины.

Для этого произведения Репин сделал много этюдов. Написаны они виртуозно, точны и выразительны. Тут и елейный ханжа Победоносцев с мертвенно-бледным лицом, и уны­лый тупица Дурново, и многие дру­гие. Картина эта была исполнена по заказу, но и здесь Репин остался верен себе, как художник-демократ, беспощадно правдиво показавший истинное лицо высшей российской бюрократии.

«Заседание Государственного Со­вета» оказалось в сущности «лебе­диной песней» Репина. Последние годы жизни великого художника прошли вдали от родины. После ре­волюции, когда местечко Куоккала под Петроградом, где постоянно жил Репин, отошло к Финляндии, художник оказался за границей. Он был стар, болен, душевно одинок, не было сил вернуться на родину. Репин умер в 1930 г. в возрасте 86 лет.

Несмотря на спад в творчестве Ре­пина в последние годы, значение его наследия трудно переоценить. Это был истинно народный художник-гражданин, блестящий психолог, та­лантливый живописец-реалист.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Поплярное на сайте:

Дадаизм
Термин dada (детская лошадка, все детское, лепет младенца) не имеет в науке однозначного толкования применительно к данному направлению. Одно из наиболее бунтарских, скандальных движений авангарда, культивировавшее пафос разрушения всего ...

Иконопись
Процесс создания иконы сложен. Умело выбиралась доска (чаще всего из липы). На ее поверхность наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст- наволока. На наволоку в нескол ...

Обследование окрестностей Сочи
23 мая 1896 года была организована Черноморская губерния в составе Даховского, Туапсинского и Новороссийского округов с центром в последнем. Тогда же посад Даховский был переименован, предположительно от созвучного старого убыхского назва ...