Ковры Турции

Страница 1

Одним из распространенных видов художественного ремесла было ковроделие. Еще знаменитый арабский путешественник Ибн-Баттута, посетивший Малую Азию в 30-х гг. XIV в. восхищался коврами из Аксарая и отмечал, что они славятся по всему Востоку. Исследователи полагают, что высококачественные шерстяные ковры изготовлялись не только в этом городе, но и в Конье и Сивасе.Насколько можно судить по сопоставлению сохранившихся фрагментов, ранние османские образцы имели общее с сельджукскими – в технике, колорите и отчасти в характере узора, преимущественно геометризованного. Но в XV в. В орнаментику постепенно стали проникать новые мотивы и в частности изображения живых существ и фантастических животных как это видно по редким, дошедшим до наших дней фрагментам, например части ковра со схематично переданной сценой борьбы дракона и феникса (Государственные музеи, Берлин). По воспроизведениям таких образцов в европейской живописи XV в. удалось установить, что их композиция обычно состояла из шести- или восьмиугольников, в которых помещались фигуры животных. Материалом для изготовления ковров служила козья или овечья шерсть, окрашивавшаяся в несколько цветов, чаще всего в желтый, красный и синий. Благодаря применению красок растительного происхождения, очень стойких и прочных, сохранившиеся образцы изделий до сих пор поражают ярким колоритом.

Исторические ковры. Самые древние ковры в Турции можно увидеть в Музее турецкого и исламского искусства в Стамбуле, а также в Музее Коньи. Это грубо, но мощно орнаментированные сельджукские ковры, датируемые XIII в., обнаруженные в наалше нынешнего столетия в столице сельджуков Конье и близлежащем городе Бейшехире. Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло, проезжая через Анатолию, отметил, что в Турции ткут изумительные ковры и шелковые ткани.Турецкое ковроделие, как и другие виды художественного ремесла, в XXI – начале XVII в. достигло высшего уровня. К этому времени оно сосредоточилось в нескольких центрах, среди которых ведущее место занял небольшой город в Малой Азии – Ушак.Предполагают, что развитое производство в Ушаке существовало еще в XV в., но наиболее характерные памятники относятся к XVI – началу XVII в. Хотя среди них выделяется ряд групп с теми или иными особенностями, все они имеют общие черты: в орнаменте – тенденцию к геометризации и в цветовом решении – преобладание красных, желтых и синих красок. Благодаря этим признакам всегда можно отличить работы мастеров Ушака.В том же XVI в. мастера стали ткать знаменитые “звездчатые” ковры. Как явствует из самих названий, основным в их декорировке были звезды или медальоны. Схема первого типа состоит из трех или четырех изящных по очертаниям темно-синих звезд, располагавшихся обычно на центральном ярко-красном поле. Крупная и хорошо заметная издали композиция была рассчитана и на рассмотрение с близкого расстояния. Для этого звезды заполнялись желтым геометризованным орнаментом, а промежутки между ними и широкий борт – стилизованными изображениями роз, лотосов и тюльпанов. Цвет, рисунок и высокое техническое совершенство придают “звездчатым” коврам особую изысканность.Судя по составляющим элементам, “звездчатая” схема сложилась целиком на турецкой основе: например, звезды подобных же очертаний можно найти в декорировке рукописей, изделий из металла и прочих произведений искусства. Точно так же растительные мотивы живо перекликаются с аналогичными на тысячах разнообразных памятников.В отличие от “звездчатой”, “медальонная” схема была заимствована из Ирана. Объясняется это тем, что иранское ковроделие в XVI – XVII вв. переживало период расцвета. В это время были созданы шедевры, превосходившие все остальные ковры Ближнего Востока по художественному уровню. Вывозившиеся в соседние страны, они, естественно, попадали и в Турцию, где их и копировали.В “медальонной” композиции центр поля занят большим овальным медальоном. Покрытый чаще всего растительным, несколько схематичным узором, он контрастировал с однотонным полем.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Общие черты в этике французских просветителей
Великие французские философы-материалисты 18 века Дени Дидро (1713-1784), Жюльен - Офре Ламетри (1709-1751), Клод-Адриан Гельвеций (1715-1771), Поль Анри Гольбах (1723-1789) внесли большой вклад в этику. В этой области французские матер ...

Роспись потолка
12 января 1723 roдa М. Земцов написал секретарю царя А. Макарову о потолках следующее: «Которые штукатурною работою уже к совершенству приближаются, а на потолках праздные места для мaляpной работы оставлены, о кой неизвестно, как малеват ...

Музыка России в XIX веке
Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно- вокальной и симфонической музыке сложились в ...