Ковры Турции

Страница 1

Одним из распространенных видов художественного ремесла было ковроделие. Еще знаменитый арабский путешественник Ибн-Баттута, посетивший Малую Азию в 30-х гг. XIV в. восхищался коврами из Аксарая и отмечал, что они славятся по всему Востоку. Исследователи полагают, что высококачественные шерстяные ковры изготовлялись не только в этом городе, но и в Конье и Сивасе.Насколько можно судить по сопоставлению сохранившихся фрагментов, ранние османские образцы имели общее с сельджукскими – в технике, колорите и отчасти в характере узора, преимущественно геометризованного. Но в XV в. В орнаментику постепенно стали проникать новые мотивы и в частности изображения живых существ и фантастических животных как это видно по редким, дошедшим до наших дней фрагментам, например части ковра со схематично переданной сценой борьбы дракона и феникса (Государственные музеи, Берлин). По воспроизведениям таких образцов в европейской живописи XV в. удалось установить, что их композиция обычно состояла из шести- или восьмиугольников, в которых помещались фигуры животных. Материалом для изготовления ковров служила козья или овечья шерсть, окрашивавшаяся в несколько цветов, чаще всего в желтый, красный и синий. Благодаря применению красок растительного происхождения, очень стойких и прочных, сохранившиеся образцы изделий до сих пор поражают ярким колоритом.

Исторические ковры. Самые древние ковры в Турции можно увидеть в Музее турецкого и исламского искусства в Стамбуле, а также в Музее Коньи. Это грубо, но мощно орнаментированные сельджукские ковры, датируемые XIII в., обнаруженные в наалше нынешнего столетия в столице сельджуков Конье и близлежащем городе Бейшехире. Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло, проезжая через Анатолию, отметил, что в Турции ткут изумительные ковры и шелковые ткани.Турецкое ковроделие, как и другие виды художественного ремесла, в XXI – начале XVII в. достигло высшего уровня. К этому времени оно сосредоточилось в нескольких центрах, среди которых ведущее место занял небольшой город в Малой Азии – Ушак.Предполагают, что развитое производство в Ушаке существовало еще в XV в., но наиболее характерные памятники относятся к XVI – началу XVII в. Хотя среди них выделяется ряд групп с теми или иными особенностями, все они имеют общие черты: в орнаменте – тенденцию к геометризации и в цветовом решении – преобладание красных, желтых и синих красок. Благодаря этим признакам всегда можно отличить работы мастеров Ушака.В том же XVI в. мастера стали ткать знаменитые “звездчатые” ковры. Как явствует из самих названий, основным в их декорировке были звезды или медальоны. Схема первого типа состоит из трех или четырех изящных по очертаниям темно-синих звезд, располагавшихся обычно на центральном ярко-красном поле. Крупная и хорошо заметная издали композиция была рассчитана и на рассмотрение с близкого расстояния. Для этого звезды заполнялись желтым геометризованным орнаментом, а промежутки между ними и широкий борт – стилизованными изображениями роз, лотосов и тюльпанов. Цвет, рисунок и высокое техническое совершенство придают “звездчатым” коврам особую изысканность.Судя по составляющим элементам, “звездчатая” схема сложилась целиком на турецкой основе: например, звезды подобных же очертаний можно найти в декорировке рукописей, изделий из металла и прочих произведений искусства. Точно так же растительные мотивы живо перекликаются с аналогичными на тысячах разнообразных памятников.В отличие от “звездчатой”, “медальонная” схема была заимствована из Ирана. Объясняется это тем, что иранское ковроделие в XVI – XVII вв. переживало период расцвета. В это время были созданы шедевры, превосходившие все остальные ковры Ближнего Востока по художественному уровню. Вывозившиеся в соседние страны, они, естественно, попадали и в Турцию, где их и копировали.В “медальонной” композиции центр поля занят большим овальным медальоном. Покрытый чаще всего растительным, несколько схематичным узором, он контрастировал с однотонным полем.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Начало творческого пути. Поездка в Италию
Возникший в 1821 году конфликт между А. Н. Олениным и Карлом Брюлловым был лишь предлогом для молодого художника выразить свое отношение к реакционной политике, насаждаемой в Академии. В свете общественного движения, развивавшегося в Росс ...

Искусство времени среднего царства
Двадцать первый век был еще полон напряженной борьбы между номами. Победителями вышли южные номы, во главе которых стояли правители Фив. Эти номархи, получив власть над всей страной, образовали XI династию фараонов. Положение их, однако, ...

Моралите
Реформационное движение (Реформация) развернулось в Европе в XVI в. Оно носило антифеодальный характер и приняло форму борьбы с идеологической опорой феодализма – католической церковью. Реформационное движение утверждало принцип «личного ...