Ковры Турции

Страница 3

Родословная. В определении места происхождения тканого изделия могут помочь орнамент, цвет, качество шерсти и стиль плетения. Первый из этих диагностических признаков – орнамент – является наименее надежным. Взаимные браки, переселения, инструкции торговцев и другие влияния, которым подвержены ткачихи, привели к тому, что орнамент меняется быстрее, чем цвет или стиль плетения. В ковре может быть запечатлена личная фантазия ткачихи. Но может быть и так, что торговец, которому она продает свои работы, закажет ей выткать популярный кавказский орнамент. В турецких семьях, переселившихся в район Джихан-бели, к северу от Коньи, ткут ковры идентичные тем, какие ткут их собратья-турки возле Малатьи, расположенной в сотнях в сотнях километров к востоку. Орнаменты турецких ковров близки к орнаментам ковров Средней Азии, Афганистана, Персии и Кавказа. Например Карские ковры чрезвычайно похожи на кавказские, что и не удивительно, поскольку город расположен на русской границе. Менее объяснимы орнаменты в Западной Анатолии, в городе Чанаккале и таких его окрестностях, как Эзине и Коза, которые также поразительно похожи на орнаменты кавказских ковров. Наоборот, ковры из Миляса являются последним достижением традиции, восходящей к коврам кочевников, о которых в XIV в. писал персидский географ Хамдаллах Казвини. Присутствующий на коврах из Миляса мотив тюльпана является собственно турецким – этот цветок был самым любимым при Османском дворе.

Кочевники Тавра ткут блестящие напольные ковры, а их оседлые родственники в районе в районе Яхьялы с XIV в. ткут свою собственную версию лядикских ковров. Сами по себе лядикские ковры, однако, полностью изменили свой вид. Они стали тоньше, с растительным орнаментом и теперь конкурируют с коврами из Хереке.Вне всякого сомнения, многие орнаменты и цвета первоначально имели определенные значения, но теперь они неизвестны ткачихе, которая тем не менее присваивает им значения, связанные со своей повседневной жизнью. У каждого из пришедших в Анатолию тюркских племен была тамга т.е. племенной знак, - часто птица или зверь, и на ранних коврах можно увидеть животных или птиц, а очень стилизованные отголоски этих мотивов можно проследить и в некоторых современных орнаментах. Другим обычным мотивом является орнамент элибелинде , т.е. “руки в боки”, который можно увидеть на многих килимах и который обладает поразительным сходством с древними хеттскими статуэтками богини плодородия, толстой и подбоченившийся. В других орнаментах есть что-то общее с китайскими иероглифами, с которыми тюрки познакомились в то время, когда вместе с монголами сражались возле Великой китайской стены.

Теперь, конечно, никто уже не сможет распознать все те влияния, которые накопились за долгие столетия перемен, и нам остаются только умозрительные заключения. Несмотря на то что продавцы на Крытом рынке, да и в любом другом месте, могут сочинить любую байку, к их интерпретациям следует относиться как к торговой рекламе, и никак иначе. Большая часть продающихся на турецких базарах ковров и килимов выполнена ткачихами по эскизам, выданным торговцами коврами. Выбор этих эскизов определяется тем, что, по мнению торговцев, больше всего понравится немцам или итальянцам.

Одним возможным исключением из этих недоразумений являются Климы, производимые в восточных вилайетах Хакяри и Ван, которые еще 20 лет назад не слишком ценились и гораздо дольше избегали непосредственного влияния рынка, нежели ворсистые ковры. В настоящее время они ценятся за живость и четкость их абстрактных орнаментов, а гармония и блеск их композиций привели к тому, что их сравнивают с современным абстрактным искусством. К сожалению, с ростом их популярности производство возросло и сопровождалось соответствующим ухудшением качества. Но это неизбежно.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Жизненный и творческий путь К.В.Глюка
Кристоф Виллибальд Глюк родился 2 июля 1714 года в Эрасбахе (Верхний Пфальц) недалеко от чешской границы. Отец Глюка был крестьянин, в молодости служил солдатом, а затем сделал своей профессией лесничество и работал лесничим в б ...

Мужской костюм
В начале XVII века лиф пурпуэна нидерландцы делают менее жестким, чем у французов. Его носят с широкими, суженными книзу штанами. Эта одежда традиционна и не вносит пока ничего нового в облик человека. В консервативных южных Нидерландах с ...

Основные способы росписи тканей
При каждом способе художественной росписи (кроме трафарета) ткань натягивают на рамку. При натяжении необходимо следить за тем, чтобы она не перекашивалась, чтобы нити основы и утка были перпендикулярны друг другу. Отрезанная нужного разм ...