Выполнение росписи серии деревянных пасхальных яиц по теме: “Житие Иисуса Христа”

Статьи по культурологии » Искусство росписи пасхальных яиц » Выполнение росписи серии деревянных пасхальных яиц по теме: “Житие Иисуса Христа”

Страница 5

Как цвет, вызывающий ощущение отдыха, потому что чернота не раздражает наши чувства, черный цвет был признан символом искупления грехов. На некоторых средневековых миниатюрах Христос одет в черное платье, особенно, когда он исцеляет больных или его в пустыне искушает дьявол.

В связи с христианской теорией божественного света особый интерес вызывает его отождествление со столь же «божественной темнотой». Невообразимо яркий свет, который делает человека незрячим, так же, как густая чернота мрака, скрывает Бога от смертного взора. Псевдо-Дионисий Ареопагит не отделял друг от друга «божественный мрак» и «свет неприступный», в которых, согласно его рассуждениям, пребывает Бог. Возможно, что мысль о тождестве света н темноты, учение о «черноте совершенства» отразились в черных ликах Богородицы и нимбах такого цвета в древнерусской иконописи.

Первое из яиц композиции посвящено Рождеству Христову.

Праздник Рождества христова, который отмечается русской православной церковью 7 января, - один из самых значительных дней в годичном цикле так называемых двунадесятых праздников, повествующих о событиях земной жизни Христа. Поэтому образ Рождества Христова является одним из наиболее распространенных сюжетов в христианском искусстве. Его изображения известны с IV века. Иконография сложилась в византийской художественной практике, откуда пришла в Россию.

Литературной основой изображения Рождества Христова послужили тексты Евангелия от Матфея и Луки, а также неканонические тексты Протоевангелия Иакова и Евангелия псевдо-Матфея. Часто в композицию праздника вводятся подробности, основанные на текстах апокрифов – раннехристианских памятников народного творчества, преданиях и сказаниях.

Согласно Евангелию, Христос родился в городе Вифлееме, расположенном в Иудейском царстве, куда направлялись из Назарета Мария и ее муж Иосиф, поскольку там проходила перепись населения. Местом рождения Христа была пещера, в которой находился хлев. Мария спеленала своего сына и положила его в ясли, возле которых стояли вол и осел.

Обратимся к изображению этого события на пасхальном яйце. В центре композиции на фоне пещеры изображены Богоматерь и ясли с Младенцем-Христом, над яслями – животные. Вифлеемская звезда, которая в соответствии с толкованием Иоанна Златоуста, двигалась низко и встала над головой младенца, показана в виде трех лучей света, исходящего с небес.

Действие развертывается на фоне горы, поднимающейся вверх крутыми уступами с белильными ступеньками - «лещадками». Такое изображение не случайно. Гора в сюжете Рождества Христова осмысливается как один из символов Богоматери, о чем есть упоминание в текстах Ветхого Завета. В пророчестве, которое было дано пророком Даниилом на толкование сна библейского царя Навуходоносора, предсказывается рождение Христа от девы Марии путем непорочного зачатия. Царь увидел во сне камень, оторвавшийся без помощи рук от горы и истребивший истукана. Отсюда осмысление Богоматери как «нерукосечной горы» и камня, без рук оторвавшегося от нее, как прообраза Рождества Христова.

На изображении Христос имеет как бы образное подобие того камня, который сокрушил и уничтожил гордость человеческую в виде истукана. Являясь смысловым центром композиции, Христос, однако, изображен самым маленьким из всех персонажей, а изображение Марии – олицетворение вместилища богочеловека – самое крупное из всех фигур.

К Младенцу-Христу склонились вол и осел, изображенные на фоне чёрного проема пещеры. По некоторым толкованиям, эти животные, первыми пришедшие поклониться младенцу, символизируют народы: вол – иудеев, а осел – язычников. Однако большинство русских художников не воспринимало подобного объяснения и превратило этих животных в общеизвестных в России коня и корову.

В верхней части клейма помещены фигуры двух ангелов с золотыми крыльями. Они поют славу Христу.

В момент рождества на небе зажглась новая звезда. Ее яркий свет увидели во всем мире, увидели ее и волхвы-мудрецы из восточных стран. Взяв с собой дары: золото, ладан и смирну, мудрецы направились поклониться Христу. Звезда указывала им путь к Вифлеемской пещере.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Поплярное на сайте:

Жан-Батист Мольер
В ряду гениев мировой литературы Жан-Батист Мольер занимает одно из видных мест. Высокий литературный престиж Мольера поддерживали главный авторитеты трех последующих столетий: Вольтер в XVIII веке, Бальзак в XIX, Ромен Роллан в XX. Коме ...

Рафаэль Санти
Рафаэль Санти рано достиг высших почестей. Римский папа хотел увенчать его небывалой для живописца наградой, и лишь преждевременная смерть помешала Рафаэлю стать кардиналом. Первую по времени характеристику Рафаэля мы находим в письме се ...

Браманте
Браманте следует признать гениальным зодчим Высокого Возрождения. Творчество Браманте утвердило на многие десятилетия общее направление зодчества Высокого Возрождения. Его роль в архитектуре была не меньше, чем роль Брунеллески в предыдущ ...