Искусство росписи пасхальных яиц

Статьи по культурологии » Искусство росписи пасхальных яиц

В культуре народов нашей страны особое место занимают художественные промыслы, представляющие собой центры декоративно-прикладного искусства, традиции которых исчисляются столетиями. Это искусство связано крепчайшими нитями с жизнью. Возникшее первоначально из потребностей и запросов быта, оно развивалось и совершенствовалось в его недрах. Постепенно оно наполняло своими формами, красками и узорами весь вещественный, хозяйственный, семейный и трудовой народный быт. Искусство промыслов — это одно из ярких подтверждений естественного влечения человека к красоте и художественному творчеству.

С первых лет зарождения народной культуры советское правительство уделяли большое внимание развитию художественных промыслов. В напряженной обстановке гражданской войны, 26 апреля 1919 года Всероссийский центральный исполнительный комитет принял постановление «О мерах содействия кустарной промышленности». В дальнейшем периодически выходили различного рода правительственные и общественные документы, помогающие развитию и совершенствованию народных художественных ремесел, промыслов и производств.

Качественно новый этап в этом направлении был открыт постановлением ЦК КПСС «О народных художественных промыслах», принятым в декабре 1974 года. Это постановление проанализировало положение в художественных промыслах и наметило пути их дальнейшего подъема. Оно содержит ряд положений и требований, определяющих будущее народного искусства. Создание и развитие народного искусства всегда рассматривалось правительством не только как важная народнохозяйственная задача, а в первую очередь как эстетико-идеологическая проблема, имеющая непосредственное отношение к формированию художественной культуры. Речь идет о сохранении и развитии народных национальных традиций в условиях современности, о решении ряда теоретических проблем, поскольку без понимания природы народного искусства, законов его развития, без изучения существующих форм современного народного творчества не мыслится решение многих практических вопросов, связанных с восстановлением и развитием традиционных отраслей народного искусства.

Сейчас сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов также уделяется значительное внимание со стороны государства, хотя в настоящих экономических условиях данное направление государственной политики сталкивается с серьезными трудностями. В решении этих проблем большую роль играет Федеральный закон “О народных художественных промыслах”, принятый Государственной Думой в декабре 1998 года.

Этот закон регулирует отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации. Он определяет основные направления государственной политики в этой области, которые заключаются в обеспечении экономических, социальных и иных условий для сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов органами государственной власти Российской Федерации.

Из сказанного выше можно заключить, что государство в современный период уделяет значительное внимание сохранению и возрождению народных традиций.

Следует отметить, что в социально-экономических условиях современной России поддержка народных художественных промыслов приобретает важное значение в сохранении, возрождении и развитии этой области. Современное поколение понимает важность этой проблемы и считает, что в наш век технологий человек отрывается от своих корней и забывает о национальных традициях. Но можно отметить и негативное проявление: слишком активное стремление к культурной глобализации порождает чуждые традиции, приходящие к нам из стран запада. Теряются и забываются при этом собственные истоки и культурные ценности, накапливаемые столетиями. А ведь известно, что нация, не имеющая собственного культурного наследия, обречена на вымирание.

Благодаря вышесказанному, не возникает сомнения в актуальности выполнения нами настоящей дипломной работы, направленной на то, чтобы сделать определенный вклад в сохранение, возрождение и развитие народных традиций и истоков русской культуры.

Выбор темы работы «Искусство росписи пасхальных яиц» связан с тем, что автор в течение длительного времени занимался изучением истории лаковой миниатюрной живописи и имеет определенный опыт в росписи, который был приобретен в том числе в процессе прохождения производственной практики на предприятии «Рябинушка» города Ефремов Тульской области. Это предприятие применяет новые, свойственные только этому региону, виды росписи основанные на традиционных видах росписи по дереву.

Цель работы - выполнение серии росписи на деревянных пасхальных яйцах на тему “Житие Иисуса Христа”.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

изучение литературы по данной теме;

анализ аналогов изделий: сюжетов и элементов декора на расписных яйцах;

изучение необходимой литературы по технологии иконописи и лаковой миниатюры;

изучение и подбор необходимого материала для выполнения дипломной работы;

разработка эскиза дипломной работы;

выполнение творческой работы по эскизам;

разработка методических материалов по проведению факультативных занятий в учреждениях народного образования.

Новизна настоящей дипломной работы заключается в том, что при выполнении практической части использовано:

объединение художественного и духовного начала;

гармоничное объединение в одном произведении христианских и языческих мотивов;

соединение лаковой миниатюрной живописи и орнамента с фактурой дерева;

оригинальное составление композиции всей серии;

за основу выполнения миниатюрной живописи взята технология иконописи.

В процессе выполнения дипломной работы автором использованы следующие методы:

изучение исторической, искусствоведческой, научно-методической, психологической и педагогической литературы;

изучение художественно-композиционных и технологических особенностей создания росписи пасхальных яиц;

изучение творческого опыта народных и ведущих мастеров;

изучение передового опыта педагогов с детьми.

Поплярное на сайте:

Стены и башни Кремля
Стены и башни Кремля, которые стоят и сейчас, были выстроены при великом князе всея Руси Иване III Васильевиче в 1485-1495 гг. Возвели их итальянские архитекторы Антон Фрязин (Антонио Джиларди), Марко Фрязин (Марко Руффо), Петр Фрязин (П ...

История создания памятника Пушкину
Установление памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве 6 июня 1880 года подобно "второму рождению" поэта. Оно стало одним из самых видных общественных событий в России конца прошлого столетия, праздником русской культуры ...

Виктор Михайлович Васнецов
Васнецов Виктор Михайлович [3(15).5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской области, - 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), дейст ...