Выполнение росписи серии деревянных пасхальных яиц по теме: “Житие Иисуса Христа”

Статьи по культурологии » Искусство росписи пасхальных яиц » Выполнение росписи серии деревянных пасхальных яиц по теме: “Житие Иисуса Христа”

Страница 1

В качестве художественно-творческой части работы выбрана роспись серии деревянных пасхальных яиц на тему “Житие Иисуса Христа”.

Человечество давно научилось использовать природные материалы для удовлетворения своих потребностей. Для художественных работ используют глину, камень, металл, дерево и др. Все материалы обладают различными качествами, от которых зависят и область их использования и метод обработки. Каждый народ использует в первую очередь те материалы, которые распространены в данной местности. Не случайно в Средней Азии, например, получило широкое развитие гончарное искусство, а в Армении – резьба по камню. Россия всегда была богата лесом, поэтому обработка дерева и производство художественных изделий из древесины издавна носят у нас национальный характер.

Дерево всегда было под рукой, на всё годилось, легко поддавалось обработке. Именно из него создавал русский человек всё, что окружало его в повседневной жизни. Дерево – материал, обладающий исключительными и своеобразными пластическими качествами. Дерево – это живой материал. И, как каждый живой организм, оно имеет свои, присущие только данному виду особенности строения, выраженные, в частности, в его текстуре и цвете. Исходя из этих основных особенностей древесины, в качестве материала для выполнения серии росписи на пасхальных яйцах была выбрана сосна.

В основу росписи были положены традиции лаковой миниатюрной живописи ефремовской школы, которые берут свое начало от древнерусской иконописи. Древнерусская иконопись – явление совершенно исключительное в истории мирового искусства, глубоко национальное, созданное народом. Здесь была выработана своя образная система и свой язык. В древнерусской живописи всегда присутствовало сочетание условного и реального. Условна в иконах “обратная” перспектива в изображении архитектурных сооружений, условны фантастические “древесы”, “горки”, цветы и травы, условен золотой фон или фон цвета слоновой кости. И вместе с тем необычайно правдиво, пластически выразительно изображались в иконах люди, их одежды, а в интерьерах – мебель, посуда и другие предметы [38, 87].

В виду того, что пасхальные яйца в первую очередь являются атрибутом христианского праздника для росписи серии яиц, выполненной в рамках дипломной работы, выбрана религиозная тема. Мы остановились на теме “Житие Иисуса Христа” потому, что в искусстве XX-го столетия после трагедий тоталитаризма и Второй мировой войны возникает всё более настойчивый, требовательный интерес к евангельской истории, и прежде всего к образу главного ее героя – Иисуса Христа. Данная тема – это обращение к духовной культуре, к христианским заповедям и обычаям. В основу изображения сюжетов легли основные события земной жизни и страдания Христа. Серия состоит из пяти пасхальных яиц, размещенных на тарели в форме креста. Четыре яйца одинаковой формы и размеров располагаются в вершинах креста, а пятое, более крупное – в центре. Каждое яйцо имеет свою подставку. Их форма выбрана так, чтобы подчеркнуть общую христианскую идею композиции, а яйца находились в устойчивом положении (см. приложение 16). Форма яиц выбрана традиционная.

Крестообразное расположение пасхальных яиц соответствует христианской тематике. Символика креста имеет много общего с солярными верованиями. Иоанн Златоуст писал, что как светильник содержит свет на своей вершине, так и крест на своей вершине имеет сияющее солнце правды, т. е. Христа. Об этом напоминают фигуры крестов в скульптуре и живописи, от которых радиально растекаются золотые лучи света.

Одновременно крест генетически связан с идеей мирового райского дерева, которое произрастает в небесном саду, иногда воспринимаемым «океаном света». Еще Филей Александрийский усмотрел в нем зримое воплощение главной добродетели, которая породила все остальные, и это, по его мнению, обусловило центральное место дерева в раю. В Миланском соборе св. Марка находился бронзовый канделябр XII в., сделанный в виде дерева с семью ветвями, которые символизировали семь главных христианских добродетелей. В XIII-XIV вв. в ветвях креста-дерева располагали символические фигуры христианских добродетелей и пророков со свитками, на которых записаны высказывания о казни Христа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поплярное на сайте:

Браманте
Браманте следует признать гениальным зодчим Высокого Возрождения. Творчество Браманте утвердило на многие десятилетия общее направление зодчества Высокого Возрождения. Его роль в архитектуре была не меньше, чем роль Брунеллески в предыдущ ...

В честь воинов, погибших при освобождении Хиславичского района
В честь воинов, погибших при освобождении Хиславичского района от гитлеровских захватчиков, в Хиславичах сооружен мемориал. Его составными элементами являются: установленная на постаменте скульптура сол­дата, продолговатая стела со звездо ...

Храм Артемиды
Крез был последним царём Лидии, древней области в Малой Азии, входящей в территорию современной Турции. Он славился своим огромным богатством и в 560 году до н.э. построил в Эфесе величественный храм. Сам город был основан за 1000 лет до ...