Борьба за новый быт, новую социалистическую мораль против «пережитков прошлого» получила воплощение в фильмах режиссеров Я.А. Протазанова, Ф.М. Эрмлера, Е.В. Червякова, С.И. Юткевича, Г.М. Стабового, Г.Н. Тасина, М.Э. Чиаурели, А.И. Век-Назарова, Ю.В. Тарича, О.Н. Фрелиха и др. Главные достижения советского кинематографа этих лет связаны с отображением эпических событий революционной борьбы. Огромное влияние на развитие кино во всём мире оказали фильмы «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927) режиссера С.М. Эйзенштейна, «Мать» (1926) и «Конец Санкт-Петербурга» (1927) В.И. Пудовкина, «Арсенал» (1929) и «Земля» (1930) А.П. Довженко, «Элисо» (1928) Н.М. Шенгелая. Такие классики, как С.М. Эйзенштейн почитаемы и признаны во всём мире даже сегодня.
Итоги 30-х гг. в кинематографии были также значительны. На экране были освещены современная жизнь народа и его прошлое, но в трактовке, выгодной руководству страны. Художники кино глубже проникали в характер человека, а через него в философский смысл эпохи. Значительно расширились и жанровые границы произведений. Утвердился метод социалистического реализма.
Но, пожалуй, самым важным периодом для становления отечественного кино были годы Великой Отечественной Войны. Уверенность в будущем, оптимизм, особенно ярко проявившийся в творчестве режиссеров, посвятивших себя современности, - Герасимова, Эрмлера, Барнера, Александрова, Пырьева, не мешали им думать о враждебном окружении СССР. Поэтому темы бдительности, обороноспособности, боеготовности, все чаще стали звучать в фильмах. Даже в безоблачных комедиях подчас слышалась тревога о сохранении мира. Певцы и плясуны, пырьевские трактористы находили в распаханном поле проржавевшую немецкую каску и пели песню о трех танкистах, экипаже машины боевой. В строящийся герасимовский «Комсомольск» и на текстильную фабрику александровского «Светлого пути» проникали мрачные люди, агенты иностранных разведок. Теперь подобные эпизоды могут показаться наивными, но ведь в Европе и на Дальнем Востоке уже разгорались очаги Второй Мировой Войны. Кино, естественно, должно было откликнуться на это.
В конце 30-х гг. появился ряд фильмов, показывающих боевую подготовку красноармейцев, бдительность пограничников и даже пытающихся прогнозировать ход и результаты надвигающейся войны. А. Ромм в фильме «Эскадрилья №5» и Е. Дзиган в фильме «Если завтра война», несомненно, верили в военную мощь Советского Союза и стремились передать эту уверенность зрителям. Но война в их изображении приобретала легкомысленный, чуть ли не развлекательный характер.
Но когда оборонная тема решалась серьезно, реалистически, когда народу говорилось о необходимости быть готовыми к борьбе, о бдительности, художественные просчеты и схематизм отходили на второй план. Еще в 1935 года А. Довженко в поэтической, романтически приподнятой форме рассказал о своем «Аэрограде», о нерушимости наших границ и о могуществе нашей авиации. В «Коменданте птичьего острова» В. Пронина и в некоторых других фильмах романтизировалась пограничная служба.
Когда 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР, кино могло с гордостью сознавать, что оно много сделало для нравственного воспитания патриотических чувств, для подготовки советского народа к обороне. Поэтому закономерно, что с первых же дней войны кино стало могучим оружием в руках народа, защищающего свою Родину, честь и свободу.
Поплярное на сайте:
Иван Николаевич Крамской
Русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Вдохновитель организатор "передвижников".
С 1856 г. Учился в Петербургской Академии художеств. Увлекался революционно-демократическими идеями Н. Чернышевского, Д. П ...
Новый этап в классицистической прозе, или эффект “отстранения”
В “Персидских письмах” также широко представлен жанр небольшого рассуждения, чаще всего на традиционные для моралистов темы, касающиеся разнообразных свойств человеческой природы: так, например, письмо 33 – иронизирование над позицией ске ...
Театр в Пергаме
Пергам — столица эллинистического Пергамского царства в Малой Азии (создано в 283 до н. э. Филетером), перешедшего в 133 до н.э. к римлянам и превращённого ими в провинцию Азию.
Театр был построен на склоне путей горы в узкой лощине (узо ...
Навигация