Тема «Демона» в искусстве художника 1890х-1902 г.г

Статьи по культурологии » Тенденции символизма в творчестве Врубеля » Тема «Демона» в искусстве художника 1890х-1902 г.г

Страница 1

Неудача с работой во Владимировском соборе, естественно, сильно отразилась на тонкой натуре художника. Покинув Киев, он сблизился с кружком Мамонтова, и в его творчестве наступил новый период. Вместо Христа появляются один за другим образы Демона – сидящего, летящего, поверженного, образ «Пана», «Царевна - Лебедь», «Богатырь», а также множество сказочно – эпических картин.

На первых порах Мамонтов совершенно пленил Врубеля своей широкой натурой, а Мамонтов сразу оценил талант художника. Врубель стал своим человеком в семье Мамонтова.

Врубель начал в это время думать о давно волнующем его образе – о Демоне. Образ Демона впервые затронул ещё в 1885 году, который проходит через всё его творчество.

Когда мастер работал над Демоном к нему в Киев приезжает отец. И отец описывает неоконечное полотно, говоря, что «Демон» показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Следов киевского «Демона» до нас дошло, так как художник его уничтожил.

Михаил Врубель был одержим образом Демона . Тот, словно требуя своего воплощения, неотступно преследовал художника, манил неуловимостью облика, заставлял возвращаться к себе вновь и вновь, избирать всё новые материалы и художественные техники. Это был образ, который был связан с Врубелем какими-то мистическим отношениями. Казалось, что «Демон» приходил к художнику в особенную, самую нужную минуту и призывал его к себе.

Этот роковой образ волновал Врубеля. «Демон» был любимым детищем фантазии художника. Находясь в поисках образа Демона художник полностью отказался от цвета, он берёт лишь белила и сажу. Для фона он использовал фотографию, которая в опрокинутом виде представляла удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер.

В «Демоне» Врубель искал соединение мужского и женского начала – восстановления ценности. Художник мечтал о свободе духа, о сильном, раскованном герое. Образ «Демона»ещё не был достаточно ясен для художника. Врубель в течение четырёх лет продолжал работу над своим «демоном», который оставался для него духовной жаждой и надеждой.

М. Врубель верил, что «демон»прославит его. Что бы ни писал в эти годы мастер, «Демон» всегда жил в нём и участвовал во всей его жизни. Духовная жизнь Врубеля стала невыносимой без «Демона», но не показывал своего лица, был неуловим. Врубель лепил сначала только голову, а лишь затем фигуру. Холсты с его изображением переезжали вместе с художником с одной квартиры на другую, из одной мастерской в другую, но образ «Демона» ему надевался. И наконец в 1890 году в Москве Врубель пишет «Демона сидящего». Художник поставил тогда сложную перед собой задачу: изобразить средствами живописи то неуловимое, что называется «настроением души».

«Демон сидящий» - была первая картина из демонической сюиты, сделанная в живописи, рисунке, скульптуре. «Демон сидящий» молод, им владеет тоска по живому миру, который интересен и красив, но от которого он отторгнут.

«Сидящий Демон» - печальный, тоскливый, по- микеланджеловски мощный, в глубоком раздумье бессильно обхватил руками колени. За ним простирается причудливый пейзаж с красными, золотистыми «мозаичными пятнами»: огневое небо с лиловыми тучами, фантастические цветы, гармонически сросшиеся скопление кристаллических камней и слитков, которым уподобляются формы самого «Демона». Окруженный скалами, горящими, как самоцветы, «Демон» кажется слитым с ними, вырастающий из них и властвующий над миром.

М. Врубель сознательно выбирает «тесный» формат холста, который срезает сверху фигуру «Демона» и тем самым подчёркивает его скованность. Где-то в манящей бесконечностью вселенной и цветами, символизирующими щедроты жизни, должен был существовать герой. Художник в изображении пространства стремился сочетать и начало бесконечности и конкретность границ.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Картины Рафаэля Санти
“Нимфа Галатея” “Мадонна с младенцем” “Святой Георгий сражается с драконом” “Видение пророка Иезеркиля” “Адам и Ева” ...

Фруктовый сад и Каштановый сад
Регулярный центр Фруктового сада был сосредоточен у дома Петра I. Разделенный аллеями на 4 части он,имел форму прямоугольника. Одна из аллей равнялась на главную композ- иционную ось, а пересекавшаяся с ней подходила к бане. Это было прос ...

Традиционная цветовая символика китайского костюма
Многим известны достижения буддистов и даосов в области коррекции психосоматики человека. Но не все знают, что еще в добуддистском Китае Конфуцием были разработаны и описаны способы коррекции психофизического состояния человека с помощью о ...