Нам необходимо разобраться в социально – историческом содержании явления, которое называют «тайной Врубеля», в том числе и в причинах её религиозного толкования. Несомненно, что религиозность Врубеля со знаками плюс и минус, его богоборчество или жажда искупления, поиски возвышенной красоты – весь его духовный путь, отражение социальной беспомощности нереволюционной интелегентности, которая ненавидела буржуазное мещанство и металась в клетке эстетического бунта. Никакая религиозная и мистико – философская легенда о Врубеле не в состоянии раскрыть тайну художника, сложность его мировоззрения. Ключ к этой тайне в его произведениях, которые надо анализировать не в рамках заранее заданных схем, а конкретно, имея в виду жизнь художника в определённой среде и деятельность его сознания, прорывающуюся на поверхность в его словесных высказываниях, черновых заметках и в письмах к близким.
Символистические, фантастические и абстрактные образы произведений Врубеля имеют вполне реальное обоснование.
Вслед за иллюстрациями появился «Демон летящий». Здесь художник видит полёт «Демона» охваченного тоской, пониманием своего одиночества, напрасности надежд и борьбы. Облик этого «Демона» близок сидящему, но повзрослевший и ещё более разочаровавшийся. На его лице выражение печали. Демон исполнен стремительной силы и материальной весомости, но полёт его бесцелен. Эта картина незавершенной художником.
Позднее, в 1902 году, появляется «Демон поверженный». Это основное по замыслу произведение художника из его Демониады. В нём он видел сильное и возвышенное в человеке, в трагическом противоречии несломленного гордого духа и его беспомощность, его обречённость, низвергнутого с горных вершин в пропасть. Величие духа и бессилие тела – это основные противоречия борющиеся в этой картине. «Демон» потерпел крушение но не сломлен в своём духе. В его глазах есть что-то гордое. В каждом изгибе сломанного тела, в каждой складке величественных и неприступных гор слышатся отзвуки только что отзвучавшей битвы. Но чувствуется упоение этой стихшей борьбы.
«Демон» полуобнаженный, но лежит на плаще, который перекреплен драгоценными камнями к его спине. Природа, окружающая его, очень сурова. Заломленные над головой руки вместе с искажённым лицом образуют психологический образ композиции.
Сам Врубель не был удовлетворён решением этой картины, он не чувствовал выраженности силы духа «Демона» и его беспомощности тела. Художника так захватила эта тема, как будто не «Демон», а он сам участвовал в схватке с Богом. Врубель работал по 24 часа в сутки, забыв обо всём на свете: жена, сын, друзья, весь мир отодвинулись куда-то далеко, остались только он и «Демон», и упоение изнурительной, беспощадной борьбы. Художник постоянно переписывал «Демона», менял, и всё равно ему казалось, что «Демон» выходит не таким, каким он видит его в своём воображении. Даже когда «Демона поверженного» поместили в зале выставки «Мира искусств», М. Врубель не успокаивался: приходил к своему «Демону» и что-то изменял в его лице, делая его то скорбным, то злым, то страшным и всё равно для художника бесконечно прекрасным.
Александр Бенуа, наблюдавший за этой лихорадочной работой над «Демоном поверженным», писал потом: «верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правильное в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах. Его «Демон» остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, всё же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым».
Поплярное на сайте:
Культура как фактор, регулирующий условия проявления человеческих
возможностей
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которы ...
Происхождение и характер голландской живописи
Временем рождения голландской школы считаются первые годы XVII века. Эта школа относится к великим школам живописи и является независимой и самостоятельной школой, обладающей уникальными и неповторимыми особенностями и самобытностью.
Это ...
Натюрморт в импрессионизме
Новую концепцию натюрморта наиболее отчетливо сформулировал в своем творчестве величайший французский реалист Гюстав Курбе. Непосредственность его контакта с природой и демократизм, лежащий в основе его творчества, вернули западноевропейс ...
Навигация