Красно-пурпурный цвет обозначал строгость веры, а пурпурно' синий - чистую совесть и спокойствие человека, которого не мучают греховные мысли и поступки.
В пурпуре соединяются природно несоединимые части спектра: синяя и красная. Будучи символами небесного и земного, они, объединяясь, какбы снимают свою противоположность. Вероятно, именно поэтому в пурпурном мафории изображали Богоматерь – земную деву, принявшую в себя божественный свет.
Присущая красному цвету сила, и страстность обратили его в символ насилия. Он мог обозначать эгоизм, мстительность и плотскую любовь. Тем самым красный цвет был приписан дьяволу, потому что огонь языческих жертвенников считался тождественным адскому пламени. Рыжим цвет также считался признаком сатаны и ада вероятно потому, что образовался из красного и черного цветов. Представленный в Откровении Иоанна дракон имеет рыжую окраску, и один из всадников Апокалипсиса сидит на рыжем коне. На картине Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.) Иуда имеет рыжие волосы.
Синий и голубой еще в византийской эстетике осмыслены как знак непостижимых божественных тайн. Этот цвет, обладая сильным духовным очарованием, ассоциировался с вечной истиной.
Синий цвет присущ воздушному и морскому океанам и поэтому он напоминает о бесконечности. Его иносказательно связывали с небом и Христом, который провозглашал правду небесную, и с Духом святым, освящающим людей этой правдой. Синий цвет был символом спасения, и Дева Мария, там, где она изображена на троне, как небесная царица, обыкновенно облачена в красную мантию, но там, где является в виде Матери, ее одеяние имеет синий цвет.
Обозначающий небо и вечную молодость синий цвет указывал на созерцательную жизнь отшельников и монахов. Поскольку синева воздуха гибнет в бездонной пустыне космоса и как бы обманывает человека, синий цвет стал символом измены и неправды. Иуда в момент своего предательского поцелуя имеет синее одеяние, поверх которого накинут желтый плащ. Дьявола изображали с синим телом и красным лицом.
Оттенки зеленого несут земное начало. Это образ юности, цветения. Как образ молодости и полноты сил звучит зеленый цвет в одеждах правого ангела рублевской “Троицы”. Этот персонаж символизировал Бога Духа Святого, и его зеленые одежды как нельзя более точно передают свойство всеобновляющего и возрождающего к новой жизни “утешителя”. Часто зеленый был цветом позема; его широко применяли и в одеждах святых.
Зеленый цвет был признан символом жизни, возрождения юности и знаком надежды. Из-за того, что жертва Христа дала надежду на будущее спасение, в иконографии зеленый цвет присущ Марии и Иисусу. Полагали, что зеленое платье Богородицы напоминает о нетлении ее тела после смерти. Символика зеленого цвета в речах Христа использовалась для передачи понятия святости и справедливости.
Псевдо-Дионисий Ареонагит писал об ангелах как о чистых духах, которые имеют в себе что-то «молодежное» и «зеленеющее».
Поэтому нимбы у них изображены зелеными красками, а Данте (1265 - 1321 гг.) видел ангелов с зелеными крыльями в такой же одежде, когда они идут ночью стеречь чистилище от змея-искусителя.
Зеленый цвет имеет неспелый фрукт, и тем самым этот цвет мог обозначать моральное падение и отчаяние. Иногда он сопутствовал образу злого духа и характеризовал человека, живущего земными интересами.
Такие состояния человеческой психики, как скромность, симпатия и страдание, были иносказательно связаны с фиолетовым цветом. Он состоит из соединения красного и синего, и, сплотив знак духовного пламени и внутренней жизни с идеей бессмертия, стал символом воскресения и жизни вечной; иногда выражает грустную задумчивость и траур. Христос в сценах молитвы в Гефсиманском саду одет в фиолетовую одежду, и такое облачение имеет страдающая Мария.
Черный цвет-это не только отсутствие света. Как знак чего-то противоположного светоносному Богу он стал атрибутом дьявола и смерти, обозначал страдание и траур. Связанный с силами преисполни, черный цвет воспринимался символом лжи, уродства, иногда-греховной совести человека.
Поплярное на сайте:
“Новое мироощущение” Австро-немецкого импрессионизма
Осмысление импрессионизма и теоретическое его обоснование было интенсивным в немецкоязычном регионе Западной Европы. Объясняется это не только склонностью немцев к теоретизированию, но и тем обстоятельством, что импрессионизм пришел в это ...
Импрессионизм. Предыстория
Импрессионизм… Но почему именно он? Да, наверное, потому, что это один из кратчайших по времени и наиболее драматичный по накалу страстей период в ходе развития изобразительного искусства во Франции. Собственно история импрессионизма охва ...
Живопись
Значение этрусских склепов для изучения культуры не исчерпывается техническим совершенством и своеобразием построек и уникальностью обнаруженных в них находок. Многие могилы стали богатым источником сведений о живописи этрусков, одной из ...
Навигация