На клейме четвертого яйца изображение распятого на кресте Христа Спасителя. Это тот великий час, когда он своей пречистой кровью омывает грехи всего человечества – всех нас.
Изображение фигуры Христа дает ощущение напряженного страдания и крайности человеческих мук определены пластическими приемами: уплощенностью торса, утонченностью конечностей, “бессильным” наклоном головы.
С левой стороны в великой скорби стоит Пречистая Дева-мать Иисуса Христа. Рядом Марина Магдалина-ученица Спасителя. С правой стороны – любимый ученик Христа Иоанн Богослов. Другие апостолы – ученики Спасителя малодушно оставили Его в эти страшные часы. Над крестом была прибита дощечка, на которой было написано: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”.
Пятое яйцо, представляющее собой сердце композиции посвящено непостижимому по своей сущности моменту Воскресения Христова, который в Евангелии не описан. Оно и не могло быть видимо телесными очами. Как произошло само восстание из мертвых, в каком виде был воскресший Спаситель – это остается сокровенной тайной. Мы знаем только, что ни камень, приваленный к дверям гроба, ни печати, наложенные на него, ни воинская стража, ни законы природы, ни сама смерть – ничто не могло удержать в гробу пречистого тела.
Особое место в иконографии Спасителя занимают иконы Воскресения Христова – великого христианского праздника Пасхи. Они обычно помещаются в праздничном ряду иконостаса в храме, однако Воскресение Господне не входит в число двунадесятых праздников, поскольку является главным христианским праздником. Иконография Воскресения Христова сложилась в раннехристианский период на основе текстов Евангелия: апокрифов, псалмов, пророчеств и святоотеческой литературы.
Замечательные образы “Воскресения Христова” на протяжении многих веков создавало искусство византийского круга, в том числе и древнерусская живопись. В согласии с православным пониманием смысла живописи, эти произведения наравне с пасхальным богослужением, с обрядом приобщают к сути и радости великого события.
В своем стремлении к истинности и верности христианскому вероучению художники православного мира ничего не изображали “по самомышлению”, а строго следовали рассказу Евангелия. Но в самом Евангелии собственно Воскресение не описано, в нем лишь сообщается об этом событии, дается его неопровержимое подтверждение. И в древнейшие раннехристианские времена не изображали, а как бы обозначали “Воскресение Христово”, представляя жен-мироносиц, пришедших к гробу, и ангела, благовествующего им о воскресении Спасителя.
В традиционной православной иконографии никогда не изображается само Воскресение Христово как не могущее быть ни изображенным, ни даже представленным в воображении. Но существует две пасхальные иконы, взаимно дополняющие друг друга. На одной изображен момент предшествующий Воскресению, или даже само начало его – выход Господа из узилища смерти и высвобождение душ праведников. На другой – событие, непосредственно последующее Воскресению: явление ангела женам-мироносицам. Причем, икона Сошествие в ад точно иллюстрирует пасхальный тропарь.
А теперь обратимся к центральному пасхальному яйцу. Оно гораздо больше остальных, так как посвящено “празднику праздников и торжеству торжеств”. Праздник Воскресения Христова называется Пасхой. На этом яйце автор изобразил два клейма. На одном яйце изображен момент предшествующий Воскресению. В центре представлен Христос на фоне золотого ореола. Одной ногой он стоит на круглом камне, а другой на облаке. Рядом сидят два ангела, сверкающие золотом нимбов, сияющие розовыми и золотистыми одеждами.
На втором клейме изображен сюжет “Сошествие в ад”. По углам подымаются горки, означающие землю. Внизу чернеет адская бездна, в которую, в сияющих золотым светом одеждах спускается Христос. Христос показан в легком повороте влево, стоящим на скрещенных створах врат ада. К стопам Спасителя склонилась праматерь Ева.
Основная богословская идея иконографии Воскресения Христова состоит в утверждении победы Христа над адом и смертью. Христос сходит в ад, разрушает силу дьявола и освобождает из ада ветхозаветных праведников. Особое значение в толковании образа Спасителя в данной иконографии приобретает символика света. Христос изображен в пронизанных золотым потоком света одеждах, на фоне сияющей мандорлы — блестящего ореола, означающего его божественную славу. В Сошествии в ад блестящая слава Спасителя являет собой контраст между светом и тьмой, царством добра и зла. Согласно толкованиям раннехристианских авторов, Христос «как Солнце правды . осветил сидящих во тьме светом божественных лучей и показал им свет истины».
Поплярное на сайте:
Образ женщины в творчестве Г. Климта
Климт пишет на рубеже веков. В искусстве того времени происходят значительные изменения: появляется стиль модерн. Он стремительно завоевывает все виды искусства, в том числе и живопись.
Изобразительное искусство переломной эпохи ищет не ...
Развитие кинематографа в странах
Западной Европы и Азии
В Европе кино развивалось эволюционно. Первые кинофильмы состояли из одного плана, редко превышавшего одну минуту по продолжительности. Это действительно были «движущиеся фотографии». Вот что пишет о первых фильмах критик Хрисанф Херсонск ...
Художественная культура стран западной Европы времен средневековья
Франция. Интересы феодалов определяли господствующее направление в средневековом искусстве и прежде всего в архитектуре. Со второй половины XII столетия в Северной Франции появилась архитектура нового, так называемого готического стиля ( ...
Навигация