Выполнение росписи серии деревянных пасхальных яиц по теме: “Житие Иисуса Христа”

Статьи по культурологии » Искусство росписи пасхальных яиц » Выполнение росписи серии деревянных пасхальных яиц по теме: “Житие Иисуса Христа”

Страница 8

В целом сложная композиция иконографии праздника Воскресения, восходящая к текстам Священного Писания и творениям церковных авторов, отражает идею Воскресения Христова в применении к спасению людей и возможности будущего всеобщего воскресения.

При оформлении пасхальных яиц, кроме клейм использован также растительный орнамент. Он же изображен на подставках и тарели. Причина изображения орнамента (языческого символа) в христианской композиции заключается в том, что корни праздника Пасхи гораздо глубже и связаны с древним культом умирающих и воскресающих божеств растительности, ведущим свое происхождение еще с Древнего Востока.

На формирование растительной символики значительное воздействие оказало учение о райском саде, где согласно раннехристианскому писателю Папию (II в.) полно прекрасных растений, воплощающих в себе божественную гармонию природы. Среди них важное место занимала роза. Из-за своих колючек она символизировала Христа и его страдания, а также его любовь к людям. Петр Дамиани (XI в.) нарек Марию «Розой рая». Согласно легенде, она была зачата от розы и из розового куста вылетел Иисус в виде птички. Богородицу изображали в обрамлении венка из роз который, как и четки, символизировал единство всех верующих. На картине немецкого художника А. Дюрера (1471-1528 гг.) «Праздник четок» Мария с сыном раздают венки из роз, которые можно воспринимать «пропуском» в рай. Эллинское «око земли»- роза стала эмблемой христианских святых, которых именовали «солью земли». В видении рая Данте они образуют лепестки гигантской небесной розы. Кроме того, роза стала символом церкви» где перемешаны злые и добрые, праведные и грешные как аромат розы с ее колючками.

Как цветок, связанный с логически непостижимым и тем самым представляющим великую тайну Богом, роза использовалась тогда, когда нужно было подчеркнуть секретность чего-нибудь. В Древней Греции в том случае, если желали сохранить в тайне содержание беседы, над столом подвешивали розу. В средневековой Европе на стаканах гравировали надпись: «чтобы здесь ты не говорил, должно остаться под розой». Римско-католические папы дарили золотую розу лицам, оказавшим им услугу, которая далеко не всегда подлежала оглашению.

При художественном оформлении пасхальных яиц, выполненных в рамках дипломной работы, был применен один из самых популярных видов декоративного искусства - роспись. Роспись по дереву появилась давно. Причиной было желание украсить окружавшие человека предметы: немудреную лавку, опечек, а особенно посуду, подававшуюся на стол. Это не только украшало ее, но и могло предохранить от вредных действий влаги.

Прежде чем начать расписывать пасхальные яйца, подставки и тарель, все изделия были покрыты лаком (в качестве грунтовки и защиты). Для этой цели применен прозрачный лак ПФ-283. Лак наносился кончиками пальцев путем втирания в поверхность изделия. После того как лак просох, поверхность, где должен находиться рисунок, затиралась стирательной резинкой (для обезжиривания). Затем наносился карандашный рисунок. Для росписи иконописного сюжета карандашом был нанесен только контур клейма. Само же клеймо грунтовалось. Грунт готовился из клея ПВА и водоэмульсионной краски, в соотношении 1:1. Он должен быть белого цвета и впитывать в себя краски. Грунт наносился в три слоя и зачищался мелкой наждачной бумагой для выравнивания поверхности (шлифовался).

Рисунок переводился на загрунтованную поверхность с тонкого листа бумаги. Контуры рисунка были аккуратно обведены нейтральной краской: умброй коричневой, сиеной жженой или охрой красной. Рисунок написан в технике желтковой темперы, которой на Руси писали на протяжении многих столетий; сейчас употребляют термины “яичная темпера”, или просто “темпера”.

Темпера (от итальянского – смешивать краски) – живопись красками, в которой связующим веществом является чаще всего эмульсия из воды и яичного желтка, реже – из разведенного на воде растительного или животного клея с добавлением масла или масляного лака. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, обладают несравненно большей стойкостью к внешним воздействиям и сохраняют первоначальную свежесть значительно дольше по сравнению с красками масляной живописи.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Поплярное на сайте:

Художественно-эстетическая феноменология направлений авангарда
Абстракционизм (абстрактное искусство). Главными теоретиками и практиками были В.Кандинский, П.Мондриан. Абстракционизм отказался от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, от изоморфизма и ориентировался исключительно ...

Французская лирическая трагедия
Нечто подобное, но на иной национальной почве и в иных формах представляла собой оперная жизнь во Франции. Здесь оперным направлением, отражавшим вкусы и требования придворно-аристократических кругов, была так называемая «лирическая траге ...

Основные этапы истории искусства Китая
Мы часто широко и произвольно употребляем выражения: « Культура Китая» или « Искусство Китая». Однако ошибкой было бы думать, что все 5000 лет развития искусства это один большой этап. Тот, кто хоть немного знаком с китайский искусством, ...