С крестом-деревом связан десятиконечный прямой крест. Он образует собой «елочку», в которой каждая нижележащая поперечина длиннее верхней. Это схема райского дерена, и она может быть сопоставлена с десятиконечным древнеегипетским священным «столбом Осириса» (джед), только в нем все поперечины короткие и одинаковой длины. Считалось, что крестное дерево было составлено.из многих растении: в апокрифическом «Евангелии Никоди-ма» из кедра, кипариса и пальмы; в эфиопском сочинении «Тринадцать крестных страданий»-из четырех смоковниц, оливы, дикой оливы, пшеницы и тростника. Поэтому оно представляет собой воплощенное плодородие и является символом неиссякаемой жизненной энергии, вечного обновления и возрождения.
Новозаветный образ распятого на кресте Бога стал основным символом христианства. Христос воспринимался мистической точкой или центром бытия, где все сходится. Афанасий Александрийский (ок. 295 - 373 гг.) полагал, что только па кресте «претерпевается смерть с распростертыми руками», и тем самым Христос одной рукой привлек древний народ Палестины, а другой - язычников, и оба собрал воедино.
Комментируя апостола Павла, Григорий Богослов отметил, что та часть креста, которая нисходит из середины, называется глубиной, идущая вверх - высотой, обе же поперечные - широтой и долготой. Идеолог восточно-христианской церкви Иоанн Дамаскин также писал, что «как четыре конца креста связываются и соединяются в центре, так божьей силой содержатся и высота, и глубина, и долгота и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь».
Тем самым крест не только символизирует светоносность и мученичество Христа, обозначает его торжество над смертью, но он придает его фигуре космическую масштабность и сам становится основой пространственной ориентации средневековья. Расположенный горизонтально крест указывал на страны света и символически стягивал их к центру, т. е. к христианской вере. Как знак, сконструированный из двух пересекающихся прямых, которые по определению Иоанна из Газы (VI в.) были символом примирения противоположностей, поставленный вертикально крест объединил верх и низ и стал знаком соединения материального и духовного, неким мистическим плюсом, складывающим небо и землю в одно первозданное единство.
Свое иносказательное значение имели даже отдельные части креста. Первая верхняя перекладина обозначала табличку с надписью, что распят «Иисус Христос, Сын божий, Спаситель». Косая дощечка креста, проведенная в православном кресте слева направо под углом в 45 градусов, воспринималась как подставка для ног казненного, но также толковалась как напоминание того, что грешники попадут в ад, а праведников ожидает рай.
Примечательно, что крест, являясь символом, сам мог символически обозначаться некоторыми предметами и знаками. Квадрат был символом абсолютного и поэтому крест в некоторых случаях конструируется внутри него, и квадрат может заменить крест. Отсюда квадратная форма алтаря.
В христианском понимании лестница, как и крест, задает размеры вселенной по вертикали и символически показывает на сошествие Христа на землю. В некоторых церковных акафистах Мария нарекается лестницей. Лестница стала знаком распятия и снятия с креста.
В видении ветхозаветного Иакова по таинственной лестнице шествуют ангелы. Они несут на небо молитвы людей и доставляют им оттуда божественную благодать. Образ духовной лестницы как средства вознесения духа иногда сопровождается в ритуале перебиранием четок как эквивалента духовной лестницы.
Цвет древесины – важнейшее качество ее декоративной выразительности, оказывающее на человека эстетическое и эмоциональное воздействие. Поэтому необходимо обдуманное, осознанное применение цвета в каждом изделии из дерева, будь то скульптура или декоративное произведение. Цвет может создавать радостное или печальное настроение, подчеркивая эмоциональную трактовку образа или раскрываемой автором жизненной ситуации.
При разработке настоящей композиции было решено сохранить природный цвет материала. На каждом яйце, сочетаясь с фоном натуральной древесины, изображены клеймо и орнамент. На клеймах яиц, расположенных в вершинах креста изображены сюжеты Рождества Христова, Крещения, Входа в Иерусалим и Распятия. На клеймах яйца, расположенного во главе креста, представлены сюжеты, отображающие момент, предшествующий Воскресению и Сошествие в Ад.
Поплярное на сайте:
Начало религии
У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30-40 тыс. лет, т. е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента. Первый - это археологические находки, и среди них - немногочи ...
Обувь
В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бля ...
Музыка России в XIX веке
Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно- вокальной и симфонической музыке сложились в ...
Навигация