Эстетика

Страница 5

Многие современные не литературные, а живые, жизненные герои восхищаются Дон Кихотом и считают его образцом человека.

hî, говоря о комическом, возникает ли оно в жизни или отражается в искусстве, мы должны обратить внимание еще на одну особенность: область комического — это только человек и человеческая жизнь. Ни в природе, ни в мире животных нет комического. Комическое и связанное с ним чувство юмора присущи только человеку и человеческой оценке действительности. И может быть, не случайно один из крупнейших комедиографов мира драматург Мольер считал, что чувство юмора и способность смеяться — важнейшая отличительная особенность человека от животных.

У каждого времени, в каждую эпоху есть свои пороки, которые становятся предметом осмеяния. Но как бы ни менялись взгляды людей на комическое, какие бы новые черты ни вносило в них время и общественные преобразования, всегда объектом осмеяния было и остается все мелкое, безобразное, эгоистическое, уродливое в человеке и человеческих отношениях. Комическое выставляет на осмеяние невежество, чванство, зазнайство, хлопоты человека, доставляемые ему его собственной глупостью, желанием казаться не таким, каким он на самом деле является.

Но главное в комическом — это обнажение социальных пороков, осмеяние старого, уже изжившего себя, но еще держащегося в жизни и даже кажущегося страшным. Смеясь над такими явлениями, мы чувствуем себя сильнее, они перестают страшить нас. В этом — социальная сущность комического, ибо, высмеивая общественные пороки, комическое способствует; утверждению нового, прогрессивного в развитии общества.

Драматургом Мольером было написано немало пьес, главным образом комедий. Многие из комедий Мольера изгонялись со сцены, а автор подвергался преследованиям. Когда появилась его пьеса «Тартюф», парижский архиепископ запретил ее ставить под страхом от лучения от церкви не только актеров, но и зрителей. Комедия увидела свет только через пять лет после написания».

Главное действующее лицо, Тартюф,— святоша, лицемер, ханжа. Своей показной набожностью он очаровывает доверчивого человека, Оргона, и подчиняет его своей воле, и не злой по природе Оргон, попав под влияние Тартюфа, становится деспотом семьи. Он не видит то, что очевидно для всех, и поэтому ситуация создается комическая.

Тартюф совсем не таков, каким он старается казаться. Все у него показное. Молится он так, чтобы все это видели. А когда никто не видит, он ухаживает за женой своего благодетеля и за его дочерью, не прочь воспользоваться, если бы это удалось, благосклонностью одной из них и даже обеих. Тартюф добивается дарственной от Оргона и при этом советуется с Богом. По сути дела, он спрашивает позволения на то, чтобы обокрасть человека. А когда получает все документы, пытается выгнать из дома Оргона и всю его семью. Корысть, желание побольше урвать, стяжательство, мелкие чувства прикрываются святым словом. Но святоша лицемерит не только от имени церкви. Он еще выдает себя за гражданина, за патриота. Предавая своего благодетеля и друга Оргона, Тартюф прикрывает это исполнением долга.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Поплярное на сайте:

Влияние древнеримского искусства на европейское
Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание к нему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Рима многое поколения находили нечто соз ...

Творчество Микеланджело
Микеланджело, как и Леонардо, провел юные годы во Флоренции. Он обладал страстным темпераментом, был неуживчив, горяч, но искренен и прямодушен. Молодым человеком он сблизился с кружком гуманистов при дворе Лоренцо Медичи. Здесь он зараз ...

Федотов
Замечательный художник-реалист Федотов был зачинателем критического направления в русской живописи. Его творчество оказало огромное влияние на художников- передвижников. Федотов, сын бедного офицера, выслужившегося из солдат, одиннадца ...