Эстетика

Страница 7

Высшей формой критики и осмеяния в искусстве является сатира.

Сатира — это форма осмеяния и критики пороков, к которым мы совершенно нетерпимы. Сатира — беспощадная, жестокая критика, доводящая до крайности сущность обнажаемых ею явлений. Но сатира — это комедия, поэтому она смешит. Именно о сатире говорили писатели, называя ее смех грозным, ядовитым и беспощадным, а В. И. Ленин отмечал: «Без гнева писать о вредном,— значит скучно писать».

У сатиры свои, только ей присущие особенности. Она обязательно злободневна. Люди не будут смеяться над тем, что им сегодня не кажется важным, что их не задевает, не волнует. Поэтому современность — обязательное условие сатиры. Сатира не стремится к точному воспроизведению жизни, правдоподобию и похожести. Она может укрупнять характер, заострять отдельные стороны его, преувеличивать обстоятельства, в которых действуют люди. Главное для нее — обнажить, сделать зримой ту сущность, против которой она направляет свое острие.

Сатира — своеобразный жанр, и такая свобода средств продиктована главной ее задачей: заставить увидеть те пороки и недостатки, мимо которых люди проходят в жизни, не замечая их. Смех здесь жестокий, бичующий, потому что он направлен на все то, что не соответствует правовым, политическим, эстетическим и нравственным идеалам. Поэтому сатира не знает снисхождения и жалости. Мы говорили о том, что главным объектом комического являются пороки, недостатки, слабости,—одним словом, теневые, отрицательные стороны жизни и человека. Но объектом комического может быть так же передовое и новое, смех может вызвать и положительный герой.

В новом, в том, что еще только утверждается и нарождается, тоже может быть комическое. Во-первых, потому, что новое, прогрессивное содержит в себе печать будущего отмирания. И, видя это, искусство представляет отмирающее явление в новом, в смешном свете; во-вторых, новое возникает в недрах старого и часто надолго сохраняет его форму, связь с ним, несет на себе его родимые пятна. Искусство выступает и против этого, помогая избавиться от тех следов старого, которые мешают развиваться новым жизненным явлениям. Но может быть и так, что новое уже при своем рождении содержит какие-то неизлечимые пороки, и тогда сразу же против них ополчается орудие смеха.

Чувство юмора присуще человеку, потому что в смехе обнаруживается не только предмет осмеяния, но и характер смеющегося. То, над чем смеется человек, говорит и о нем самом. Если смеются над каким-то физическим недостатком, это характеризует смеющегося не с лучшей стороны; если смеются над глупостью, над духовным убожеством, это свидетельство ума и высоких нравственных принципов смеющегося. «Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой»,— говорил Н. В. Гоголь.

Чувство юмора — важное качество человека. Вот почему остроумная манера писать состоит в том, что она предполагает ум у читателя. Эти слова принадлежат Фейербаху

Теоретически осмыслить природу комического совсем не просто. Но это даёт возможность еще раз убедиться, что смех — дело серьезное.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Поплярное на сайте:

Биография
Если принять за доказанную истину, что он родился в 1450 году, то в прошедшем, 2000-м, можно было бы справлять юбилей - 550-летие со дня прихода в этот мир одного из наиболее загадочных художников всех времен Иеронимуса Босха. Но дата его ...

Рождение кино
Эффект сохранения на сетчатке глаза следа увиденного изображения, а также соединения отдельных, быстро сменяющихся изображений в единое, как бы движущееся, был известен еще древним египтянам, о нем писал Лукреций, его исследовали Леонардо ...

Микеланджело Буонарроти
Микеланджело родился в 1475 г. и умер в 1564 г., пережив Леонардо и Рафаэля на четыре с половиной десятилетия и оставив далеко позади великую эпоху гуманизма и свободы духа. Эти гордые идеалы не осуществлялись и ранее в общественной жизни ...