Эстетика

Страница 6

Давно прошло то время, когда эта пьеса была ареной борьбы. С тех пор она шла во многих театрах мира. Идет она и у нас.

Казалось бы, все это далекое прошлое. Но ханжество и лицемерие есть и в современном мире. И сегодня не исчезло стремление спекулировать на вере наивных и простых людей, на их доверчивости. Даже в нашей стране иногда встречаются религиозные секты, во главе которых стоят личности весьма далекие от тех идеалов, которые они проповедуют. К числу таких произведений относится и комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Если изучить барскую Москву фамусовых, казенщину и тупоумие скалозубов, искания живой и умной человеческой мысли Чацкого, то можно узнать целую историческую эпоху. Но в «Горе от ума» есть черты и современных персонажей: "новых русских", чиновников и болтунов.

Мы смеемся над тем, что противоречит нашим идеалам, и смеемся над отживающим, смеемся над устаревшим, но вместе с тем объектом нашего осмеяния может быть и то, что еще сильно.

Смех помогает познать истину, отличить правду от лжи. Но для того чтобы комизм не был поверхностным и выполнял свою главную задачу — научить людей понять истину, помочь отличать правду от лжи,— он должен вскрывать внутренние противоречия в самом предмете осмеяния.

Комическое в жизни многообразно. Так же многообразно оно и в искусстве, где в зависимости от того, над чем смеются, возникает множество оттенков — от шутки и юмора, смеха беззлобного, до беспощадной, безжалостной сатиры, разоблачающей отвратительные явления жизни. Юмор, нарушая привычные связи между вещами, ставит их в неожиданные положения и тем самым открывает новые стороны привычного.

На этом построена карикатура. В драматургии даже возникают особые жанры комического. Бытовая комедия, раскрывающая специфические особенности среды и быта; комедия нравов, где показаны этические стороны человеческих отношений. Такая комедия чрезвычайно широка по охвату жизни и глубине поставленных ею проблем. Например, названная нами ранее комедия Мольера «Тартюф» — комедия нравов.

Водевиль — забавное происшествие, рассказанное с легкостью, изяществом. Здесь возможно и преувеличение, и условные ситуации, и нарочитая наивность поведения героев, обилие танцев, веселых куплетов.

Комедия-фарс построена на анекдотическом сюжете. Здесь обязательны недоразумения, двусмысленности, нарочито смешные положения, в которые попадают герои. Здесь в ход пускаются перепутанные записки, случайно подслушанные разговоры и т. д.

В комедии интриги все построено на неожиданных хитросплетениях сюжета, на ревности, вызванной случайностью, неверным толкованием чужого поведения и т. д. А в некоторых пьесах сочетаются многие из этих элементов.

Но в каждом комедийном произведении обязательно присутствует положительное начало. Это не обязательно положительный герой, выведенный конкретно в произведении.

Положительный герой комедии — смех, наша реакция на показанное, наше отношение к воспроизведенному. Положительный персонаж комедии — это тот эстетический идеал, с позиции которого идет критика недостатков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Поплярное на сайте:

Фарфор, фаянс и майолика
Если история создания первого керамического сосуда восстанавливается нами по материалам археологических исследований топь предположительно, то история самого распространенного вида керамики - фарфора - известна достаточно хорошо. Фарфор - ...

Русское искусство 18 века
В самом начале 18 века на краю государства, на земле, которая была только что отвоёвана у шведов начали строить город. Для новой жизни, для утверждения новых порядков и обычаев нужно было новое искусство. Приходилось переучивать старых х ...

Икона Богоматерь "Умиление" Муромская
Икона написана выдающимся русским иконописцем XVII века, руководителем иконописной мастерской Оружейной палаты Симоном Федоровичем Ушаковым (1625 или 1626-1686). Подпись мастера на нижнем поле под пластиной оклада не является авторской, н ...