Драма «Жизнь Галилея»

Страница 4

В этот момент снова появляются боги, они решили проведать Шен Те, уверенные, что деньги сделали её счастливой, не исказив её натуры. Им, однако, приходиться убедиться, что это далеко не так. Шен Те сбрасывает одежду и маску Шун Та, так что все видят, что он и она – одно и тоже лицо. Следует зонг, исполняемый Шен Те:

Ваш единственный приказ –

Быть хорошей и тем не менее жить –

Как молния рассёк меня на две половины.

Не знаю почему, но я не могла

Быть одновременно доброй к себе и другим.

Помогать себе и другим было слишком трудно.

Ах, ваш мир жесток! Слишком много нужды.

Слишком много отчаяния!

Пожимаешь руку бедняку, а он вырывает её!

Помогаешь пропащему человеку и пропадаешь сам!

Кто не ест мяса – умирает. Как же я могла

Не стать злой.

Один и тот же человек оказывается одновременно и добрым и злым; добрый от природы, он становиться злым под воздействием социальных условий. Как разрешить это противоречие? Шен Те ждёт помощи от богов. Но боги бессильны против социальных законов. Они открещиваются от своей подопечной и удаляются на небеса.

Шен Те в отчаянии. И тут на авансцену выходит Актёр. В пьесах Брехта нередки подобные персонажи, действующие вне фабулы и вступающие в непосредственный конфликт со зрителем.

О публика почтенная моя!

Коней – неважный. Это знаю я.

В руках у нас прекрасная сказка

Вдруг получила скверную развязку.

Опущен занавес, и мы стоим в смущенье –

Не обрели вопросы разрешенья.

Актёр приглашает зрителя к раздумьям о том, как их разрешить. Сам он не формулирует ответов, но предлагает их варианты и призывает зрителей самим выбирать единственно верный ответ:

Ведь должен быть какой-то верный выход?

Другой герой? А если мир – другой?

А, может, здесь нужны другие боги?

Иль вовсе без богов?

Молчу в тревоге.

Так помогите нам! Беду поправьте!

И мысль и разум сюда свой направьте.

Попробуйте для доброго найти

К хорошему хорошие пути.

Плохой конец – заранее отброшен.

Он должен,

Должен,

Должен быть хорошим!

Так кончается эта замечательная пьеса о том, добр или зол человек. Брехт отказывается от абстрактного решения этого вопроса: он не может согласиться ни с теми, кто утверждает, что природная доброта человека способна сама по себе противостоять социальному злу(в это верили немецкие экспрессионисты), ни с теми, кто полагает, будто природа человека изначально эгоистична и её нужно подавлять запретами(мнение австрийского врача-психиатра Зигмунда Фрейда, идеи которого имели на Западе немалое влияние). Брехт показывает, что добро и зло, зависят от социальных обстоятельств, но при этом он не снимает с человека ответственности ни за себя самого, ни за состояние мира.

Ещё в комедии «Трёхгрошовая опера», написанной Брехтом в 1929году, прозвучал зонг о зависимости воли человека, от социальных обстоятельств:

Стать добрым! Кто не хочет добрым стать?

Раздать бы бедным всё добро своё!

Какая бы настала благодать,

Какое было б райское житьё!

Стать добрым! Кто не хочет добрым стать?

Страницы: 1 2 3 4 5

Поплярное на сайте:

Периодизация истории буржуазного государства и права
1-ый период - связан с буржуазной революцией. Закладываются основы конституционной монархии. 2-ой период - 1660(89)-ый – оформление конституционной монархии в Англии завершается. 1701-ый год – «Акт о престолонаследии». 3-ий период - с 1 ...

Здания и архитектурные комплексы
Романская архитектура отличается большим разнообразием форм. В ней наблюдается множество направлений, существовавших в различных областях Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы. Во Франции выделялись школы Б ...

Московский период. Актерское искусство Чехова
Попытаюсь создать “опыт характеристики” московского периода жизни и творчества Чехова, так как именно он определил всю дальнейшую деятельность этого артиста. В Америке, говоря об истоках своей книги “О технике актера” (1946), Чехов писал, ...