Драма «Жизнь Галилея»

Страница 1

Пьеса «Жизнь Галилея»(имеет две редакции: первая – 1938-1939 годов, окончательная – 1945-1946 годов)посвящена проблеме ответственности ученого.

Как и в «Матушке Кураж», прошлое служит здесь аналогом настоящего, его уроки несут в себе ответ на вопросы современности.

Основой разговора о значении, авторитете научной мысли и ответственности учёного Брехт сделал жизненный пример великого итальянского учёного естествоиспытателя эпохи Возрождения Галилео Галилея(1564-1642гг.). Галилей активно защищал учение Николая Коперника о гелиоцентрическом строении мира, за что был подвергнут суду инквизиции, вынудившей его отречься от этого учения. Галилео было в то время 69 лет.

Брехт открывает действие изображением ещё молодого Галилея, когда он был в расцвете сил, наслаждался радостью познания и верил в независимость и всесилие научной истины. Страх, казалось бы, всемогущей католической церкви перед его астрономическими идеями показал Галилею, что научная мысль может стать революционной силой. Примечательна сцена разговора Галилея с маленьким мальчиком, сыном бедного крестьянина, заинтересовавшимся физикой. «Мои родные – простые люди», - говорит монах, - «все свои силы они черпали из ощущения постоянства и необходимости… Их уверили в том, что на них обращён взор божества – пытливый и заботливый взор, - что весь мир вокруг создан как театр, для того чтобы они – действующие лица – могли достойно сыграть свои большие и маленькие роли. Что сказали бы они, если бы узнали от меня, что живут на крохотном каменистом комочке, который неправильно вращается в пустом пространстве… и что сам по себе этот комочек – лишь одна из многих звёзд, и к тому же довольно незначительная. К чему после этого терпение, покорность в нужде? На что пригодно священное писание, которое всё объясняло и обосновывало необходимость пота, терпения, голода, покорности, а теперь вдруг оказалось полным ошибок?».

Галилей отвечает ему: «Ваши крестьяне оплачивают войну, которую ведёт наместник милосердного Христа в Испании и Германии. Зачем он помещает Землю в центр мироздания? Да затем, чтобы престол Святого Петра мог стоять в центре Земли! В том то и всё дело! Вы правы речь идёт не о планетах, а о крестьянах Кампании…»

Уличный певец поёт в карнавальную ночь о социальном смысле учения Галилея:

« «Да будет свет!», - провозгласил всевышний

И приказал, чтоб солнце с этих пор

Вокруг Земли, без проволочки лишней,

Вращалось впредь, - и кончен разговор!

Хотел Господь, чтоб каждый индивид

Вертелся вкруг того, кто выше чуточку стоит!

И холуи вращаться стали вкруг людей, имевших вес

И на Земле сырой и грешной, и синих заводах небес!»

Вот это, добрые люди, и есть великий порядок мира…закон законов, правило правил. Но что же произошло с ним, представьте себе, добрые люди! (Поэт)

Вскочил учёный Галилея,

Отбросил святое писанье,

Схватил трубу, закусил губу,

Осмотрел сразу всё мироздание.

И Солнцу сказал: шагу делать не смей!

Пусть вся Вселенная дрожа,

Найдёт иные круги:

Отныне станет госпожа

Страницы: 1 2 3 4 5

Поплярное на сайте:

“Юлия или новая Элоиза” Ж.-Ж. Руссо
С просветителями Руссо роднили демократизм гуманизм и деизм. Однако, жизнь и воспитание в протестантской Швейцарии наложили отпечаток на мировоззрение философа и писателя. Как все просветители, он критически относился к церкви и духовенст ...

Пейзажная живопись
Живопись в Китае как вид искусства издревле пользуется большим уважением. Со времён средневековья дошли стихи, прославляющие живопись, трактаты о творческих путях путях живописцев, описание отдельных картин и своеобразные сводные истории ...

Додинастический период
Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам, но сравнительно последовательную картину о слагавшемся здесь обществе мы можем представить себе, начиная с 5 тысячелетия до н. э. По найденным в раскопках предм ...