Шишкин Иван Иванович

Статьи по культурологии » Шишкин Иван Иванович

Страница 3

«Корабельная роща» (1898)

В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах, где он нашел свой идеал - синтез гармонии и величия. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. Эскиз-вариант, хранящийся в Государственном Русском музее, имеет авторскую надпись: "Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги". То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особую убедительность.

Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией.

В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Густые кроны бросают на них тень. Вдали - пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.

Вот что пишет в 1898 году критик Б. Успенский: "Шишкин – великорусский талант по преимуществу, талант уравновешенный, спокойный и, так сказать, сознательный. Он не только чувствует, но и изучает. Вглядитесь в любое произведение Шишкина, и вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травки, каждой морщины коры, изгиба ветвей . Но это не холодное изучение, в котором упрекают великорусов. Без искренней любви нельзя дойти до такого точного знания: наскучило и приелось бы. Нет, Шишкин жил своими деревьями к травами". Эту мысль в наши дни развивает В. Манин: "Его изобразительное изъяснение – прямое и непосредственное – нельзя считать лишенным своей философии, своего волнения и восторга, своей подпочвы"

Адриан Прахов писал о Шишкине в 1873 году: "Он как истый сын дебрей Русского Севера влюблен в эту непроходимую суровую глушь, в эти сосны и ели, тянущиеся до небес, в глухие дикие залежи исполинских дерев, поверженных страшными стихийными бурями; он влюблен во все своеобразие каждого дерева, каждого куста, каждой травки, и, как любимый сын, дорожащий каждою морщиною на лице матери, он с сыновней преданностью, со всей суровостью глубокой искренней любви передает в этой дорогой ему стихии лесов все до последней мелочи, – с уменьем истинно классическим"

«Шишкин-человек-школа» - сказал о нем Крамской и оказался прав. Более того, вот какая оценка была дана ему в альбоме «Сто русских деятелей искусства», изданном в Париже: «Роль Шишкина в истории развития глаза русских пейзажистов огромна и совершенно исключительна. Он очень крупный и оригинальный ум, он создал целую школу, он заставил смотреть по-новому целое поколение художников. Он первый вдумался в глубину пейзажа, для него каждое дерево и даже каждый лист стали целым миром. Шишкин был первым анатомом природы, который показал ее скелет и строение. Шишкин - не вершина искусства, а та основа, без которой нельзя идти дальше». Вот почему Шишкину не дано устареть, и это подтверждают высказывание о нем современных художников. «С тех пор, как я взялась за кисть, я не знаю школы лучше, чем обучение у полотен Шишкина» (Л.Бродская). «Зовет и манит меня лес. И всю свою жизнь я мечтая писать лес так же, как мог писать лишь великий русский художник, мой земляк И.И.Шишкин. Сосновый лес очень труден для кисти, ведь надо сделать так, чтобы хвоя чувствовалась, чтобы ею «пахло» в комнате, где висит картина. Не скрою, моя картина «Сосновый бор. Дорога на Каму» (1953г.) навеяна творчеством Шишкина (К.Е.Максимов).

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Поплярное на сайте:

Клод Моне
Образование Клода Оскара Моне началось в нормандском городе Гавре, куда семья переехала из Парижа в 1845 году, когда юному Клоду было всего пять лет. В Гавре его отец Клод-Огюст вместе со своим шурином Жаком Лекадром открыл лавку, где т ...

Наука, культура и религия
Исходным пунктом философских размышлений средневековья стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию: религии, а не науке. Создавая легенду о смиренной и непротивящейся никакому злу святости, церковь активно ...

Тема «Демона» в искусстве художника 1890х-1902 г.г
Неудача с работой во Владимировском соборе, естественно, сильно отразилась на тонкой натуре художника. Покинув Киев, он сблизился с кружком Мамонтова, и в его творчестве наступил новый период. Вместо Христа появляются один за другим образ ...