Эпоха на рубеже XIX – XX в.в

Страница 2

В конце XIX века особое место в живописи занял символизм. У символистов основой художественного творчества стал образ – символ. «Символ» может быть пластической формой, словом или мелодической фразой, но он всегда имеет возвышенное содержание. Он исходит из бессознательного, в нём отражается незримая реальность. Иногда символ может отсылать просто к какой – нибудь духовной теме, но если он полностью проявляет мечту художника, то становится синтезом мысли и устремлений сознания. Образ – символ отражает как бы мистические таинственные силы или же недостижимые идеалы. Богатый мир романтической символики использовался художниками конца XIX века в попытках создать художественные ансамбли, отвечающие эстетическим установкам стиля модерн. Символистический знак всегда был связан с живописью.

Например, магическая сила религиозного египетского искусства. Христианский символ был важным элементом средневековых и византийских фресок. В эпоху Возрождения была открыта заново античность и символ стал предавать духу первостепенную идею. Так, например, несмотря на иконологию Рипы, всё больше усложнялась иконография, связанная с символическими ценностями.

Но правильнее будет использование термина «символизм» в определённом историческом смысле, освобождающем его от пространных эстетических эпитетов.

Таким образом, символизм – это направление в искусстве на рубеже XIX – XX в.в.

В основе концепции символистского мировоззрения лежит постулат о существовании за миром видимых вещей другого мира настоящей реальности, которую наш мир смутно отражает. Все происходящие события – от грандиозных до незначительных, случающихся в жизни человека, - символисты считают порождением цепи причин, скрытых от обыденного сознания. Они невысоко ценили человеческий разум с его склонностью заблуждаться. Единственным, что позволяло приподнять покрывало иллюзорного мира, символисты считали момент прозрения, возникающий во время творческого акта. Отсюда особая роль, отводимая творческой личности, которая по мнению символистов, является посредником между нашим иллюзорным миром и сверхчувствительной реальностью.

Излюбленными сюжетами символистов стали сцены евангельской истории, а также полуисторические – полу мифические события европейского средневековья. Античная мифология также стала по-новому читаться в произведениях символистов.

В качестве направления символизм заявил о себе во многих странах Западной Европы – в Бельгии, Франции, Германии, Австрии, Норвегии. В России же символизм возникает позднее, но развивается быстрее и энергичнее, чем на Западе.

Литературный символизм значительно опережает в своём развитии символизм в живописи. Руководителями символистического движения литературы в России были «старшие» символисты. Но так как мы вряд ли сможем найти о них книги, мы не можем рассмотреть их точку зрения. Поэтому мы рассмотрим только младшие поколение символистов. Основоположником русского символизма считается Валерий Яковлевич Брюсов.

Брюсов обосновал свою концепцию символизма опираясь на философию Канта и идеи Шопенгауэра, который оказал большое влияние на эстетику символизма.

Можно отметить, что в то время обозначились два основных направления символизма – «московское», возглавляемое В. Брюсовым и определяющие символизм прежде всего как «школу стиха», обогащающую искусство новыми чувствами, образами, формами и «петербургское», религиозно – мистическое, пропагандируемое Д. Мережковским и З. Гиппиусом.

В условиях общественного подъёма 90х годов символизм переживает новый этап развития. На рубеже веков в литературу входит младшее поколение символистов: А. Блок, А. Белый, В. Иванов.

В центре внимания младшего поколения символистов стоят вопросы о судьбах России, о революции. Вячеслав Иванович Иванов – представитель и теоретик символизма. Его поэзия ориентирована на культурно – философскую проблематику средневековья. Он утвердил символизм единственным «испытанным реализмом» в искусстве. Он видел объект искусства не в реальной действительности, а в потусторонних образах. И основным выражением символистического метода становится «двоемирие». Образ всегда включал в себя два плана. Художник должен видеть абстрактное в любом индивидуальном явлении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поплярное на сайте:

Искусство Испании XVI—XVIII вв
В Эрмитаже — одно из лучших и мире собраний испанской живописи. Во второй половине XVI—начале XVII века в Испании работал один из величайших европейских живописцев Доменико Теотокопули (1541—1614). Грек по национальности, родившийся на о ...

Леонид Гайдай
Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года. В 1941 году он пошел служить в армию. Вскоре после начала Великой Отечественной войны Леонида Гайдая из Монголии перевели на Калининский фронт и направили в разведку, так как в школе он учи ...

Учение Фаворского о шрифтах
Фаворский так же разработал вопросы художественного шрифта, и в этом отношении его вклад очень ценен. Он увидел в знаках нашего алфавита художественные образные качества, которые выражают положение речевого аппарата, произносящего звуки, ...