Эпоха на рубеже XIX – XX в.в

Страница 5

Когда мы знакомимся с композициями Врубеля, созданными в Кирилловской церкви(«Сошествие Св. Луки», «Ангелы», «Голова Спасителя», «Моисей», «Положение в гроб», и целый ряд святых), то мы чувствовали себя в реальном мире, но эта реальность не земная. Это тот самый реализм, который отражал уневерсали, существовавшие «до вещей». Фигуры в композициях как бы бесплотны, лики предельно духовны, краски – невиданно призрачны. Художник окружает головы святых традиционными нимбами, но нимбы выглядят нереальными, призрачными окружностями. В пространственном сцены не конкретизированы. Работая над Кирилловской церковью Врубель становится серьёзным и по-своему значительным. Впервые он начинает ощущать какую-то тайну. Развитие религиозного сознания Врубеля по Бакушинскому происходило так: «Тайна смерти есть то окно, в которое человек заглянув хоть однажды, увидит или чёрное ничто, или ощутит за не пронзаемой завесой живую реальность из собственного бытия, и бытия мира». Первая встреча Врубеля с тайной смерти произошла в обстановке исключительной – в соприкосновении художника с тайной воскрешения Христа. Таковы были росписи для Владимирского собора в Киеве, когда в 1885 году Васнецов В. М. пригласил его на работу. Врубель написал «Воскрешение Христа», «Надгробный плач», «Вознесение», «Моление о чаше» и другие работы.

Творчество Врубеля, и прежде всего его киевские работы, представляли «скачёк» в русской живописи. Особенно выразителен был эскиз «Надгробный плач», в котором удивительно соединены бесплотность, одухотворённость и неземная красота. «Надгробный плач» пронизан как бы «внутренним светом». Это была совершенно новая черта в живописи. Но в этом эпизоде есть сходство с позднеакадемической живописью. Здесь художник пытался утвердить религиозные образы в их духовной и душевной человеческой, земной значительности и в этом раскрыть их как силу, духовно превосходящую человека. Врубель делает четыре варианта «Надгробного плача», где во всех эскизах, кроме четвёртого, у художника изображено две фигуры – это мать и мёртвый сын. Вся скорбь сосредоточилась в глазах матери, полных непролитых слёз. Мать не отрываясь смотрит на сына и как бы молча задаёт ему вопрос о тайне смерти. Ни слова, ни жеста только взор.

В первом акварельном эскизе «Надгробного плача» для Владимирского собора, художник встал на серьёзный для него путь исключительно по силе толкования и выражения замысла. Во втором и третьем вариантах эти черты усиливаются, достигают особой силы и простоты выражения. Характерная особенность этих эскизов – сияющие нимбы вокруг голов сына и матери, символы вечности и жизни. Последний набросок является сложным завершением всей идеи. Фигуры в нём застыли как гигантские видения их прозрачного хрусталя. Тело Христа пронизывает угасающий свет, который состоит из приглушённых мёртвых созвучий цвета: зеленоватых, оранжеватых, густо-лиловых. Мать характеризуется тяжёлой непрозрачной массой глухо – лиловых и пурпурных тонов. И всё тонет в холодном тёмно – синем фоне бездонного неба. Это как будто космический символ разрешения скорбной великой трагедии.

Но работ Врубеля во Владимирском соборе нет, кроме орнаментов в боковых нефах. Его эскизы «Надгробного плача», «Воскресения», «Сошествие св. духа», «Ангела», не были осуществлены. Почему их не приняли, до сих пор не вполне ясно. По одним источникам – они были отклонены, как не соответствующие духу православия и слишком необычные по форме, по другим – художник сам запоздал с представлением эскизов и они даже не рассматривались.

Воссоздавая полноту жизни или полноту смерти, художник создаёт символ; то, что заставляет сгущать краски, создавать небывалые жизненные комбинации. Символизм углубляет либо мрак, либо свет: возможности превращает он в подлинности: наделяет их бытием. Вместе с тем в символизме художник превращается в определенного борца (за жизнь либо смерть). Художник воплощает в образе полноту жизни либо смерти, ведь в образе жизнь и смерть соединены: видоизменённый образ есть символ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поплярное на сайте:

Способы складывания салфеток
Салфетки бывают различной величины. К завтраку, обеду, ужину подают салфетки большого размера (35х35 см - 45х45 см), а к кофейному чайному столу - меньших размеров (25х25 см - 35х35 см). Такой же величины салфетки идут к десертному сто ...

«Мокрый луг» – венец творения
Первый год, когда он надеется скоро уехать из Крыма, местная природа еще мало интересует его как художника. Он, правда, уже начинает работать над ней, но вынужденно, выполняя заказы. Душой он привязан еще всецело к средне-русской природе, ...

Эра немого кино в Голливуде
В 1907 году Дейвиду Уорку Гриффиту предложили сняться в картине Эдвина Портера “Спасенные из одного гнезда”. И хотя первоначально ему кино не понравилось, затем уже в течении года он снял 61 короткометражный фильм. Гриффита считали одним ...