Труды мироискуссников – новое дыхание экслибриса

Статьи по культурологии » Экслибрис » Труды мироискуссников – новое дыхание экслибриса

Страница 1

В XX веке начинается период резкого подъёма в русском искусстве книжного знака. На базе хорошо развитого у нас книжного и журнального дела выросли кадры виртуозных графиков, в основном объединённых вокруг журнала “Мир искусства”. Многие выдающиеся художники внесли в эту область графического искусства свою лепту: В. Васнецов, М. Врубель, Б. Кустодиев, Е. Лансере, Г. Нарбут, А. Отроумова-Лебедева, Е. Кругликава, Д. Митрохин, С. Чехонин.

Конечно, внутренние противоречия, свойственные идейно-эстетической программе “ Мира искусства” не могли не сказаться и на экслибрисе, создаваемыми членами этого объединения.

Они выразились, например, в таких чертах, как откровенное стилизаторство или изощрённость орнаментики, которые под час уводят художника от конкретного изображения жизни. Однако, бесспорное изящество формы графических миниатюр, доведённое до совершенства качества декоративности и композиционной стройности, в полной мере проявлялись в экслибрисах талантливых и энергичных энтузиастов искусств книги, подняли этот жанр книжной графики до настоящих художественных высот. Можно без преувеличения говорить об экслибрисах мироискуссников, как о гениальной эпохе в истории русского книжного знака. Разработка новых, ранее не известных мотивов, полных глубокого пережитого, как правило, интимного содержания (К.А.Сомов, М.В.Добужинский, А.Н.Бенуа). Мастерство стилизации, умение в большинстве случаев увязать экслибрис с отныне уже свободно трактуемым у нас внегеральдическим изобразительным мотивом – вот типичные черты изощрённости графиков мироискусснеческого знака. Есть и отрицательное мнение на этот счет: “ не смотря на его несомненную связь с классическим искусством России и Европы, вследствие индивидуалистических тенденций художников “Мира Искусства”, влияние на них модного в то время декаданского стиля было значительно и в основном их творчество было упадочническим”.

Каждому из их знаков были присущи качества высокой графической культуры, стройность композиции, гибкость и изящество рисунка, филигранная ажурность деталей, книжность облика. В любом мироискуссническом экслибрисе есть аромат и индивидуальность графического почерка их автора, кусочек души их творца.

Благодаря отличной в те годы технике репродуцирования, экслибрис мироискуссников смогли в тиражах и с фотомеханического клише сохранить значительную часть обаяния оригинала. Мироискуссники делали экслибрисы и друг для друга, по заказам ценителей утонченной графики, коллекционеров аристократических изданий, желающих украсить свои книги незаурядным графическим изображением, отсюда преобладание более крупных их форм, подробных, “подарочных” по форме и размерам над заказными, более лаконичными. Это привело с одной стороны к ряду стилистических достижений в отношении выразительных возможностей экслибриса, а с другой – усложнило форму многих мироискусснических знаков повествовательными, не характерными для экслибриса моментами форму, броской, четкой, афористической как Э.А.Бенуа, ранние книжные знаки А.П.Остроумовой – Лебединской, Д.М.Митрохина).

Графики “Мира искусства” разработали свою форму книжного знака: решенного композиционно как виньетка (Бенуа А.Н., И.Я.Билибин) или нечто среднее между тем и другим. В знаках первого рода набор изобразительных символов чаще всего не велик и выражает кабинетный гедонизм их создателей и владельцев. “Нежнейшая” стилизация под 18 век Сомова (фантастические арабески из дев, роз, книжек). Само изображение книги часто вплетено в композицию такого знака не просто как орнаментальная деталь, но как милый сердцу намёк на атмосферу искусства и поэзии, окружающей художника или поклонника изящного.

Так же с конца 19 века интересоваться книжными знаками и охотно их использовать стали крупные художники: М.А.Врубель – автор книжного знака для московского художника и коллекционера И.С.Остроухова – работы отличны от мироискусснических суровостью своего облика., В.М.Васнецов так же делал знаки для него. Крупнейшие графики В.В.Мате, экслибрисы Билибина – мастер иллюстрации и книжного оформления. Его экслибрисы исполнены в характерной для него манере декоративного и жестковатого журнального рисунка. Г.И.Нарбут – изобилует графическими находками, игра точных, выверенных линий и силуэтов, полное сдержанной силы искусство, афористическая содержательность книжного знака. Ранние экслибрисы Кустодиева Б.М.- типичные мироискусснические полузаставки-полуиллюстрации на грани повествования.

В.Д.Замирайло – фантазии и графическая выдумка, вдохновенно стилизованных знаках. Он стремился к объединению символики мотива с образностью самих букв. Этот список экслибрисов “Мира искусства” и художников, близких им по творчеству можно ещё долго продолжать, но и приведённого достаточно, чтобы увидеть, как смело эти графики раздвинули узкие, условные прежде рамки изобразительных средств и символов. Эти экслибрисы поставили отчетливую веху в истории развития всего книжного знака: отныне была окончательно найдена новая форма экслибриса. Критерии художника – находчивость и простота художественных приёмов, заскорузлые геральдические правила и избитые подражания модному западному экслибрису 1880-18890 годов трудами мироискуссников были заменены приемами графического красноречия, изменениями метко охарактеризовывающие личность владельца средствами искусства.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Характеристика искусства Германии XVIII века
На рубеже XVII и XVIII столетий в немецких землях после долгого, полуторавекового упадка начинается медленный экономический и куль­турный подъем. При этом Германия продолжала оставаться раздроблен­ной страной, конгломератом мел­ких госуда ...

Основные направления авангарда
В принципе авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры, отдельных видов искусства. В ХХ в., однако, понятие авангарда приобрело значение термина для обозначения мощного феномена художественн ...

Религия
Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, з ...