Мужской костюм

Страница 1

В начале XVII века лиф пурпуэна нидерландцы делают менее жестким, чем у французов. Его носят с широкими, суженными книзу штанами. Эта одежда традиционна и не вносит пока ничего нового в облик человека. В консервативных южных Нидерландах сохраняется старый кос­тюм с широкими эполетами в прой­мах, пурпуэном на жесткой подкладке и большой, туго накрахмаленной гор-герой. Иногда ее заменяет во­ротник «голилья».

Подобный костюм, как одежда для торжественных случаев, сохранялся у горожан среднего достатка и в 30-х годах.

20 — 30-е годы — время распростра­нения французской одежды в боль­шинстве стран Европы. Особенности художественных традиций южных Ни­дерландов повлияли на ее восприятие. В отличие от англичан с их склон­ностью к классицизму и изысканнос­ти, здесь увлеклись крупными живо­писными деталями — большими бан­тами на подвязках, широкими лентами с эгийеттами на басках, пышными штанами со сплошным рядом пуговиц по боковому шву и так далее. Следуя, в основном, французской моде, фла­мандцы сумели сделать свой костюм более динамичным и живописным. Однако он бытовал, главным образом, в богатых буржуазных или дворянских семьях и у молодежи. Модный костюм дополнялся широкополой «рубенсов-ской» шляпой и плащом с отложным прямоугольным воротником. Кудря­вые французские парики всеобщего признания здесь не получили.

К концу 40-х годов старый костюм — жесткий пурпуэн с горгерой носят лишь старики и лица, занимающие административные должности — чле­ны магистрата, адвокаты, врачи, а так­же цеховые старшины. В этой стабильности сказывалось уважение к устано­вившимся традициям, сформировав­шимся в период расцвета корпораций и цеховых объединений. Особой стро­гостью отличались профессиональные костюмы медиков и адвокатов. Чер­ные, отделанные небольшими белыми прямоугольными воротниками, спус­кавшимися на грудь, они походили на монашескую одежду. Шляпа с высо­кой конусообразной тульей и прямы­ми полями сохранялась в костюмах представителей этих профессий вплоть до 70-х годов.

Фламандцы издавна славились сво­ими тканями, особенно шерстяными, и в XVII веке сукно, главным образом темных тонов, было наиоболее рас­пространенным материалом для одеж­ды. В торжественных случаях предпо­читали бархат, реже — атлас. Белое тонкое прозрачное льняное полотно и знаменитые кружева были гордостью Фландрии.

Традиции, сложившиеся еще в пе­риод зарождения буржуазных отноше­ний, выработали устойчивый уклад жизни различных слоев населения с небольшой разницей в костюмах крестьян и горожан. У фламандских простолюдинов еще долго сохраняют­ся длинные суконные или холщовые чулки, служившие одновременно частью разъемных шосс, штаны типа трико с брагеттом, короткие куртки с баской, поверх которых надевались более широкие, до колен. Продолжи­тельное время у крестьян сохранялись два головных убора — барет и войлоч­ная шляпа с плоской или остроконеч­ной тульей.

В начале 40-х годов костюм богатых людей теряет своеобразие, свойствен­ное ему в 20 — 30-е годы. Во Фланд­рии, где родился, жил и творил знаме­нитый Рубенс, католиков было боль­ше, чем в Голландии, и чем сильнее становилась Франция, которая была рядом, тем больше сказывалось ее вли­яние на жизненный уклад этой части Нидерландов. Фламандцы увлекаются одеждой, повторяющей наряды фран­цузского короля-подростка, создан­ные в период, когда кардинал Мазари-ни запрещал Людовику XIV носить одежду из дорогих тканей с вышивкой золотом и драгоценными камнями. Однако фантазия фламандцев весьма сильно отличалась от фантазии и вкуса придворных и самого Людовика. Они создали костюмы, лишь грубо подра­жающие стилю «барокко» — все части были увеличены, и это полностью изменило пропорции, лишив их той легкости и пленительной неопреде­ленности в постоянном движении ткани, как в оригинале. Это видно и в брасьере, и в поясе, слегка закрывав­шем верхнюю часть шосс, и в других деталях. Надо сказать, что до конца столетия мужской костюм Фландрии не отличался ни особой оригиналь­ностью, ни национальным своеобра­зием. Иначе формировался костюм голландцев.

После перемирия 1609 года жизнь в северных провинциях начинает бурно развиваться. И хотя основные богатст­ва страны создавались внешней тор­говлей, рост мануфактур, особенно производящих ткани — плюша, барха­та, шелка, льняного полотна — сказал­ся на экономике страны, и, естествен­но, костюме.

В течение 20 — 30-х годов в Голлан­дии все еще сохраняются старые виды одежды, хотя в это же время здесь появляются и фламано-француз-ские варианты. Только в 40-х годах мужской костюм оконча­тельно получает мягкую форму, и в нем появляются черты своеобразия. Характерной его особенностью была простота. Это сказывалось в упрощенном покрое, который не придавал фи­гуре изысканных линий французских и английских нарядов. Преобладали ткани темных тонов, предпочтение отдавалось черному цвету, отделка была скромной. Пурпуэн не имел фалд, высокая линия талии шла гори­зонтально, прямая баска закрывала бедра. Простые, гладкие без разрезов рукава суживались к запястью. Неширокие штаны закрывали колени. Обувь носили двух видов: туф­ли с бантами из мягких петель на подъеме и сапоги с узкими мягкими голенищами и небольшими раструба­ми. Верхние чулки (ба-де-ботт) были отделаны только узкой кружевной полоской. Маленький белый отлож­ной воротник с завязками из шнура или отложной воротник из прозрач­ной белой ткани, законченной круже­вом, и такие же манжеты являлись единственным украшением этого строгого костюма. Плащ из темной ткани и черная шляпа с полями закан­чивали его. Натуральные во­лосы до плеч и усы сменили короткую стрижку и бороду. Исключение со­ставляли военные. Их костюмы соеди­няли самые модные и самые старые детали, как это видно на групповых портретах Франса Хальса. На протяжении всего XVII века новые веяния в Голландии прежде всего про­являлись в этом костюме, например, широкие штаны и рэйнграв* в 50-х годах первыми начали носить именно военные. Надо сказать, что француз­ский военный костюм, которому подражали во многих европейских го­сударствах, в Голландии тоже был по­пулярен, однако претерпел некоторые существенные изменения — с него сняли многочисленные детали, что сделало его более удобным.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Сандро Боттичелли
Имя Сандро Боттичелли известно всему миру, как и имя одного из самых замечательных художников итальянского Возрождения. Сандро Боттичелли родился в 1444 (или в 1445) году в семье кожевника, флорентийского гражданина Мариано Филиппепи. Са ...

30-е – роскошь и блеск
Великая депрессия, голодные дети бедствия миллионов сочетались с роскошью бомонда. Прекрасные дамы, живущие во дворцах и голодающие дети в трущобах, нищие у бального подъезда. Это, пожалуй, самая яркая картина 30-х. Беднота носит мятые ш ...

Эстетика
Каждый человек, даже не имеющий глубоких познаний по эстетике, знает, что трагическое — это горе и страдание, а комическое — веселье и смех. И это правильно. Но в жизни горе и радость, слезы и смех соседствуют, идут рука об руку. Казалос ...