Мужской костюм

Страница 1

В начале XVII века лиф пурпуэна нидерландцы делают менее жестким, чем у французов. Его носят с широкими, суженными книзу штанами. Эта одежда традиционна и не вносит пока ничего нового в облик человека. В консервативных южных Нидерландах сохраняется старый кос­тюм с широкими эполетами в прой­мах, пурпуэном на жесткой подкладке и большой, туго накрахмаленной гор-герой. Иногда ее заменяет во­ротник «голилья».

Подобный костюм, как одежда для торжественных случаев, сохранялся у горожан среднего достатка и в 30-х годах.

20 — 30-е годы — время распростра­нения французской одежды в боль­шинстве стран Европы. Особенности художественных традиций южных Ни­дерландов повлияли на ее восприятие. В отличие от англичан с их склон­ностью к классицизму и изысканнос­ти, здесь увлеклись крупными живо­писными деталями — большими бан­тами на подвязках, широкими лентами с эгийеттами на басках, пышными штанами со сплошным рядом пуговиц по боковому шву и так далее. Следуя, в основном, французской моде, фла­мандцы сумели сделать свой костюм более динамичным и живописным. Однако он бытовал, главным образом, в богатых буржуазных или дворянских семьях и у молодежи. Модный костюм дополнялся широкополой «рубенсов-ской» шляпой и плащом с отложным прямоугольным воротником. Кудря­вые французские парики всеобщего признания здесь не получили.

К концу 40-х годов старый костюм — жесткий пурпуэн с горгерой носят лишь старики и лица, занимающие административные должности — чле­ны магистрата, адвокаты, врачи, а так­же цеховые старшины. В этой стабильности сказывалось уважение к устано­вившимся традициям, сформировав­шимся в период расцвета корпораций и цеховых объединений. Особой стро­гостью отличались профессиональные костюмы медиков и адвокатов. Чер­ные, отделанные небольшими белыми прямоугольными воротниками, спус­кавшимися на грудь, они походили на монашескую одежду. Шляпа с высо­кой конусообразной тульей и прямы­ми полями сохранялась в костюмах представителей этих профессий вплоть до 70-х годов.

Фламандцы издавна славились сво­ими тканями, особенно шерстяными, и в XVII веке сукно, главным образом темных тонов, было наиоболее рас­пространенным материалом для одеж­ды. В торжественных случаях предпо­читали бархат, реже — атлас. Белое тонкое прозрачное льняное полотно и знаменитые кружева были гордостью Фландрии.

Традиции, сложившиеся еще в пе­риод зарождения буржуазных отноше­ний, выработали устойчивый уклад жизни различных слоев населения с небольшой разницей в костюмах крестьян и горожан. У фламандских простолюдинов еще долго сохраняют­ся длинные суконные или холщовые чулки, служившие одновременно частью разъемных шосс, штаны типа трико с брагеттом, короткие куртки с баской, поверх которых надевались более широкие, до колен. Продолжи­тельное время у крестьян сохранялись два головных убора — барет и войлоч­ная шляпа с плоской или остроконеч­ной тульей.

В начале 40-х годов костюм богатых людей теряет своеобразие, свойствен­ное ему в 20 — 30-е годы. Во Фланд­рии, где родился, жил и творил знаме­нитый Рубенс, католиков было боль­ше, чем в Голландии, и чем сильнее становилась Франция, которая была рядом, тем больше сказывалось ее вли­яние на жизненный уклад этой части Нидерландов. Фламандцы увлекаются одеждой, повторяющей наряды фран­цузского короля-подростка, создан­ные в период, когда кардинал Мазари-ни запрещал Людовику XIV носить одежду из дорогих тканей с вышивкой золотом и драгоценными камнями. Однако фантазия фламандцев весьма сильно отличалась от фантазии и вкуса придворных и самого Людовика. Они создали костюмы, лишь грубо подра­жающие стилю «барокко» — все части были увеличены, и это полностью изменило пропорции, лишив их той легкости и пленительной неопреде­ленности в постоянном движении ткани, как в оригинале. Это видно и в брасьере, и в поясе, слегка закрывав­шем верхнюю часть шосс, и в других деталях. Надо сказать, что до конца столетия мужской костюм Фландрии не отличался ни особой оригиналь­ностью, ни национальным своеобра­зием. Иначе формировался костюм голландцев.

После перемирия 1609 года жизнь в северных провинциях начинает бурно развиваться. И хотя основные богатст­ва страны создавались внешней тор­говлей, рост мануфактур, особенно производящих ткани — плюша, барха­та, шелка, льняного полотна — сказал­ся на экономике страны, и, естествен­но, костюме.

В течение 20 — 30-х годов в Голлан­дии все еще сохраняются старые виды одежды, хотя в это же время здесь появляются и фламано-француз-ские варианты. Только в 40-х годах мужской костюм оконча­тельно получает мягкую форму, и в нем появляются черты своеобразия. Характерной его особенностью была простота. Это сказывалось в упрощенном покрое, который не придавал фи­гуре изысканных линий французских и английских нарядов. Преобладали ткани темных тонов, предпочтение отдавалось черному цвету, отделка была скромной. Пурпуэн не имел фалд, высокая линия талии шла гори­зонтально, прямая баска закрывала бедра. Простые, гладкие без разрезов рукава суживались к запястью. Неширокие штаны закрывали колени. Обувь носили двух видов: туф­ли с бантами из мягких петель на подъеме и сапоги с узкими мягкими голенищами и небольшими раструба­ми. Верхние чулки (ба-де-ботт) были отделаны только узкой кружевной полоской. Маленький белый отлож­ной воротник с завязками из шнура или отложной воротник из прозрач­ной белой ткани, законченной круже­вом, и такие же манжеты являлись единственным украшением этого строгого костюма. Плащ из темной ткани и черная шляпа с полями закан­чивали его. Натуральные во­лосы до плеч и усы сменили короткую стрижку и бороду. Исключение со­ставляли военные. Их костюмы соеди­няли самые модные и самые старые детали, как это видно на групповых портретах Франса Хальса. На протяжении всего XVII века новые веяния в Голландии прежде всего про­являлись в этом костюме, например, широкие штаны и рэйнграв* в 50-х годах первыми начали носить именно военные. Надо сказать, что француз­ский военный костюм, которому подражали во многих европейских го­сударствах, в Голландии тоже был по­пулярен, однако претерпел некоторые существенные изменения — с него сняли многочисленные детали, что сделало его более удобным.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Филосовско – педагогические воззрения Руссо
Классические конфликтные схемы классицизма XVII-XVIII вв. основались на противоречиях между личностью и государством, частным и общественным, чувством и долгом, страстями и разумом (“Сид” Корнеля, “Ифигения”, “Федра” Расина, “Тартюф”, “До ...

Пещера Ласко
Эта пещера, расположенная поблизости от городка Монтиньяк, была случайно открыта местными школьниками осенью 1944 г. Они же стали ее первыми хранителями, оберегавшими новоявленные сокровища от посторонних. После окончания Второй мировой в ...

Актуальность позиций французских просветителей
Жан-Жак Руссо преподал уроки здравой морали, которые остаются актуальными и в наши дни. Ядро всякой деятельности составляет мудрость. Даже "при самых неблагоприятных обстоятельствах человек мудрый всегда имеет возможность стремиться ...