Организация процессов восприятия учениками творчества М.В. Нестерова

Статьи по культурологии » Творчество Нестерова на уроках » Организация процессов восприятия учениками творчества М.В. Нестерова

Страница 2

С помощью таких картин с нежными тихими женскими образами, созданных кистью М. Нестерова, ученики глубже и полнее поймут и прочувствуют всю чистоту, красоту, женственность и мягкость души русской женщины, так как художник очень ярко выразил свои мысли на картинах, а потому детям будет легче их понимать. Им будет более понятен не только смысл сюжетов картин М. Нестерова, но и замысел самого автора, и то, что он сам чувствовал, создавая женские облики на своих полотнах.

Изучать творчество М.В. Нестерова нужно в 5 - 6-х классах еще и потому, что именно в этом возрасте учащиеся уже начинают глубже понимать и осмысливать материал, который им предлагается на уроке МХК, легче запоминают новые термины. Способны выходить на некоторые обобщения. Это позволяет глубже раскрывать содержание урока.

В 5 классе искусство рассматривается под иным углом зрения - как познание и утверждение человеческих ценностей. 5 класс - новая ступень познания.

На уроках МХК учащиеся узнают об истории возникновения пейзажа, как результата потребности человека осмыслить свое отношение к природной среде. Поэтому именно с этого возраста учителям МХК легче знакомить учеников с таким художником как М.В. Нестеров. Они уже знают, что такое натюрморт, портрет, пейзаж; легенда, былина тоже им знакомы.

В произведениях М. Нестерова насквозь сквозит святость и народная вера, чистота и возвышенность человеческой души. На примере анализа и сравнения двух картин М. Нестерова - «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890) и «Душа народа» (1916) - можно показать ученикам, как художник сам понимал святость и веру русского народа и как правдиво он передал эту веру на своих полотнах. Учащиеся 5-х классов уже могут понять, что происходит на подобных картинах, и они правильно их воспринимают.

Все содержание занятия, обращенное к детям, и планируемая педагогом деятельность учащихся должны содержать возможность раскрытия чувств, опираться на живые ощущения и сенсорные впечатления в виде звуков, красок, восприятия формы и пространства. Духовное напряжение, возвышение и уточнение духовных потребностей и интересов детей, детских переживаний и полихудожественного развития детей. Эти общие мысли полихудожественного развития реализуются в содержании программ отдельных классов.

А вот в 5 классе дети уже более осознанно все понимают и воспринимают, и уже немного больше знают об искусстве. Поэтому можно через искусство формировать нравственность, духовность в детях. Через искусство можно добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научить школьников сопереживать, и тогда их духовная жизнь станет более полнокровной, они смогут более глубоко воспринимать и человека, и природу, и музыку, и изобразительное искусство и многое другое. Одним словом, они поднимутся еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры. Вот почему необходимо создавать на уроке условия, благоприятные для сопереживания. Например, некоторые картины Нестерова на нравственно-религиозную тему, наиболее удачно демонстрировать под музыку великого русского композитора С. Рахманинова. Смотря на такое монументальное создание, картины «Душа народа», учащиеся почувствуют поэтическую взволнованность, которая вместо звучания лирического здесь обретает подлинно трагическое звучание.

Учащиеся глядя на такие картины М.В. Нестерова, как «Видение отроку Варфоломею», «Святая Русь», «Душа народа» и многие другие, могут сказать, что М. Нестерову очень нравилось тяготение к прекрасной старине, красоте, к народному искусству, к сказке.

В сопереживании кроются истоки нравственности, и чем сильнее будет сопереживание, тем определеннее и устойчивее будут утверждаться нравственные начала. Все начинается с простого - с отношения ребенка к цветку, паутинке, животным. Затем появляются отношения более высокого порядка - к родной природе, дому, Родине.

И, в конечном итоге, все впечатления, представления и знания, прошедшие через душу ребенка становятся его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру и злу. Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного урока в единстве восприятия - это первые шаги в мире искусства. Это всего лишь начальный этап вхождения в храм искусства.

Ребенка, когда он делает свои первые шаги поддерживают родители, и с каждым новым движением он приобретает все большую уверенность.

Так и школьный учитель должен тонко чувствовать своих учеников, бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в прекрасный мир искусства.

Также на примере портретов, написанных М. Нестеровым, можно показать ученикам насколько глубок интерес этого художника к конкретному человеку. Портреты М. Нестерова - это прекрасная встреча с портретным искусством, встреча с человеком, его мыслями, чувствами, переживаниями, отношениями к жизни, миру, к своей эпохе, многообразная галерея индивидуальностей и характеров. Это самая сложная и в то же время прекрасная работа - вглядываясь в человека, изучая его, открывая себя с ним, что очень важно для учащихся 5 - 6-х классов, открывать для себя богатство его души, сравнивая себя с ним, стремиться к совершенству.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Основные идеи направления
Одним из первых шагов сюрреализма было также сосредоточение на своеобразно пассивно-активной роли автора, когда субъективное определялось как объективное, как игра могучего подсознательного, существующего будто бы само по себе, независим ...

Сальвадор Дали – король сюрреализма
Одним из наиболее ярких представителей сюрреализма по праву можно считать испанского живописца Сальвадора Дали, образ жизни, образ мышления которого сюрреалистичен практически с рождения художника до самой его смерти. «Нормальность стави ...

Рельефы и росписи
Это позволяет сделать вывод о том, что раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры. Медленно но верно он даже начинает теснить скульптуру, потому что ко времени пятой - шестой дина ...