Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его творчества

Статьи по культурологии » Творчество Нестерова на уроках » Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его творчества

Страница 3

За картину «До государя челобитчики» Нестеров был удостоен большой серебряной медали и звания классного художника.

Сюжет ее прост и не содержит каких бы то ни было сложных общественных коллизий, однако, М. Нестерова здесь интересует не только достоверное изображение быта. Он прежде всего стремиться показать едва заметное внутреннее состояние человека, его настроение, настороженную таинственность, загадочность.

В 1888 году М. Нестеров начинает работать над картиной «За приворотным зельем». Образы ее навеяны также допетровской Русью, но художника привлекает не история, а внутренняя жизнь человека, лирическая драма. Замысел картины прост: девушка пришла к местному колдуну за приворотным зельем. М.В. Нестеров смолоду был уверен, что ядро внутренней действительности - в портрете ли, в картине - всегда заключено в лице человеческом: из огня или пламени глаз, из темной улыбки или смеха уст идет электрический ток действительности, приводящий в действие всю фигуру и все соприкасающееся с нею на картине. Он упорно искал лицо колдуна. Это простое, умное лицо крестьянина с Волги художник подвергает многим бытовым, психологическим, физиологическим, стилистическим изменениям, чтобы превратить его в лицо знахаря, ведуна, колдуна, каким представлялся народному изображению мельник, водивший дружбу с нечистою силою. Образ девушки был давно близок художественному воображению М. Нестерова. Это образ его умершей жены, прошедший через многие его картины, через облики его сказочной «Царевны» и «Христовой невесты».

На картине «Под благовест» М. Нестеров хотел показать, как он сам истолковывал задачу, поставленную им себе в этой картине: «на призыв монастырского колокола к вечерней молитве бредут в церковь два монаха с книгами в руках. Один, молодой, он из тех, которые становятся впоследствии архимандритами и архиереями. Другой сзади - согбенный и уже ветхий деньми старец, но он полон сил и наивного детства, благодушия и радости бытия. Зачем ему сан? Он не знает честолюбия. В свои годы он даже не иеромонах». «Вокруг красивая природа, старец в восторге от нее. Но чужим проходит среди этого опьянения природы монах-юноша, и в унисон ему живет душа монаха старца».

Картины М.В. Нестерова из жизни монахов-простецов (тот же «Пустынник») - это прекрасное сказание о старости простого русского человека, живущего в чистоте сердца, в мире с совестью и людьми и в дружбе с природой. Оно написано с той простотой и правдой, с какою сам народ передал это сказание в древнерусской летописи, повести в легенде.

Много картин М.В. Нестеров написал о жизни Сергия Радонежского. Это и его любимое произведение «Видение отроку Варфоломею», а также «Юность Сергия Радонежского», «Сергий с медведем», «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием», «Дозор». К «Дозору» непосредственно примыкают две картины - «Пересвет и Ослабея» и «Небесные защитники». На этих картинах изображены иноки-витязи на конях. Художнику удалось воплотить их силу, смелость. Родная природа, кажется, бодрым шумом напутствует всадников, устремившихся на встречу с врагом родины.

В разные годы по-разному возвращался М.В. Нестеров к любимому образу (Сергия) и всегда находил в нем разрешение всех своих дум и русском народе.

Также следует заметить, что М.В. Нестеров работал во Владимирском соборе начиная с 28 лет, а закончил там работать лишь вступив в 6-й десяток. Он писал в соборе картину «Великомученица Варвара». Получилась слишком легендарная, Варвара на коленях, около нее меч, на голову ее сходит венец мученический. Но Нестерову на заседании это запретили. И он переписал: лицо писал с Е.А. Праховой, сделал фигуру стоячей, убрал мученический венец. Но летом того же 1894 года написал первоначальный вариант «Варвары».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Поплярное на сайте:

Периоды развития хохломского искусства
Сохранившиеся в музеях произведения хохломского искусства позволяют составить представление об отдельных периодах его развития. Самые ранние дошедшие до нас памятники относятся к рубежу XVIII - XIX веков. Это - чашки, братины, кружка и ...

Искусство и культура Византии
Византийская культура, как культура других средневековых государств, представляет собой весьма сложную, но все же единую систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры, незамедлительно сказывается и на дру ...

Платья и сарафаны
В моде изящные сарафаны и пла­тья на шлейках любой ширины и вовсе без них. Не менее актуальны модели с глубоким круглым (или V-образным) вырезом, а также с запахом, отороченным маленьки­ми рюшами. Вот уже второй сезон подряд удерживаются ...