Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его творчества

Статьи по культурологии » Творчество Нестерова на уроках » Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его творчества

Страница 2

«Христову невесту» он писал назависимо от всех прописей и линеек. Его творческий почерк здесь самостоятелен, неповторимо своеобразен. У него здесь не только другие краски, у него другой подход к краскам. Вместо прописей грубой, суховатой черноты у него теперь иссиня-зеленая мягкая гамма красок; нежная и прозрачная. Недаром, когда художник писал эту картину, ему казалось, что от музыкант: в красочных аккордах «Христовой невесты» есть музыкальная стройность; это картина-элегия, выдержанная в одной глубоко прочувствованной и верно подобранной тональности.

Но самое главное было не в новизне красочного звучания, а в том, что молодому художнику удалось создать новый поэтический образ - насквозь русский и глубоко народный. Кто она, эта «Христова невеста»? Обычно считают, что она инокиня, удалившаяся от мира в глухой лесной скит. Но она не инокиня. На ней темно-синий сарафан, белая рубаха. Голова покрыта темно-синим же платком, так как им покрывались все женщины в Нижегородском Заволжье.

«Христова невеста» она не потому, что уже произнесла обет иночества, а потому, что она уже не верит в счастье на земле и устремляется своей душой и сердцем на иной, внутренний путь. Глубокая грусть застыла в ее больших глазах, и кончится или нет ее тропа в скиту - одно несомненно: для этой поэтической, чистой души все пути к счастью «заказаны». До этой картины Нестеров не был пейзажистом. В его работах 80-х годов пейзаж отсутствует. Он любит природу, но ее еще нет в его искусстве. Однако эту девушку, столь выношенную в его сердце, он окружил чудесным, так же как она, насквозь русским пейзажем. Гладя на эту северную тихость и ласковость природы, чувствуешь, что природа одна еще говорит скорбной душе одинокой девушки и будет говорить ей в какое бы крепкое безмолвие не ушла эта чуткая одинокая душа.

Отныне М.В. Нестеров вступил безысходно в самый избранный тесный круг певцов и вдохновенных поэтов русской природы.

Достаточно назвать «нестеровская девушка», чтобы появился перед глазами зрителя живой образ девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью. Эта девушка в сарафане, рожденная Нестеровым из его скорби по утерянной подруге, повела за собой на его картины целую вереницу девушек и женщин, исполненных внутренней красоты и чистоты, но всегда отмеченных «возвышенной стыдливостью страдания».

Картина «На горах»: высоко над долиной Волги, над неоглядной ее ширью, над поросшей кустами ее луговой поймой, остановилась молодая женщина в темном сарафане, в белом платке; в ее руке несколько гроздьев алой рябины. Неоглядный простор манит неудержимою волей. А на душе у нее неизбывная кручина, такая же горькая, как эта рябина в ее руке. Она вслушивается в смутный голос души, да в светлые, ласкающие и зовущие голоса родной природы. Эта картина подлинная историческая драма.

«На горах» было лишь началом живописного сказания о судьбе русской женщины, задуманной Нестеровым.

Его повесть о русской женщине и о ее недоле в любви и счастье не была бы так искренна, правдива, глубока, если бы в душе самого художника не светил так высоко, не горел так ярко и неугасимо пламенник веры в то, что человек рожден для счастья и любви.

М.В. Нестеров написал целый цикл о судьбе русской женщины - «Роман в картинках» («На горах», «В лесах», «За Волгой»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Поплярное на сайте:

Поздний период
1650-е годы – время самых высоких творческих свершений Велас-кеса. Вдохновенным оптимизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особ королевского дома (королева Марианна Австрийская, около 1649, Прадо ...

Утро свадебного дня
Свадебное торжество: приезд за невестой, венчание и пир в доме молодого занимало в полном ритуале два дня. На второй день происходило венчание и пир у молодого. В эти же дни, вернее, в ночь между ними, устраивался девичник. С утра свадеб ...

Икона Богоматерь "Умиление" Муромская
Икона написана выдающимся русским иконописцем XVII века, руководителем иконописной мастерской Оружейной палаты Симоном Федоровичем Ушаковым (1625 или 1626-1686). Подпись мастера на нижнем поле под пластиной оклада не является авторской, н ...