Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его творчества

Статьи по культурологии » Творчество Нестерова на уроках » Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его творчества

Страница 1

Следя за ростом, за эволюцией М.В. Нестерова - художника, можно увидеть, как целеосознанно и последовательно он осуществлял особую программу, им в словах, естественно, не формулируемую. Происходит развитие, увеличение его образов. Он втягивается, подобно Сурикову, в историческое прошлое своей страны. То, что Нестеров был реалистом, в лучшем смысле слова художником правды, связанным с Россией, и с народом, в этом сомнений нет.

Говоря о его раннем творчестве, можно заметить, что Нестеров - один из замечательнейших исторических иллюстраторов в нашем искусстве. В лучших своих произведениях он никогда не шел по пути внешней иллюстрации. Считаются чудесными фантастически-реальными иллюстрации М. Нестерова к «Коньку-Горбунку», и совсем забытые, очень хорошими - к А.С. Пушкину.

Художник с необычной последовательностью воплотил в ряде образов судьбу русской женщины, ее «недолю» в старое время. В «отшельницах» и «отшельниках» Нестерова отсутствует самый мотив молитвенного экстаза, самомучения, покаяния, аскетизма. Горестная грустность, щемящая покорность судьбе - это налицо. Но вокруг нестеровских героинь не толстые стены келий, а природа, которая аккомпанирует даже картине «Великий постриг». Судьбу русской девушки М. Нестеров не погружает в горестный крестьянский быт, как это делали С.В. Иванов и В.М. Максимов, и никак ее не идеализирует, как это себе позволяли салонные художники К.Е. Маковский и С.С. Сагочко, а стремится ее образ обобщить.

«Не живопись была главным, - говорил М.В. Нестеров про своего «Пустынника» - первую картину, которая его прославила, - «Мне, как Перову, нужна была душа человеческая…».

Также следует отметить картину Нестерова (из его раннего творчества) «Видение отроку Варфоломею». За нее Нестерова называли декадентом и мистиком, видели в его живописи сходство с некоторыми французскими художниками.

В картинах М. Нестерова, посвященных жизни конкретно жившего в Древней Руси Сергия Радонежского, в детские годы носившего имя Варфоломея, художник следует легендам, записанным и сохранившимися в рукописной литературе тех лет. Элементы церковности, сияния вокруг головы у Нестерова - живописца связаны несравненно более с Пювисом де Шаванном и Филиппо Липпи, нежели с настоящей русской иконой. В рисунке, в передаче природы, в образах самого Сергия, мальчика и юноши, право нет ничего декадентского, т.е. нарочито вывернутого, искаженного, переутонченного, чересчур искусственного.

М.В. Нестеров был убежден в том, что «Явление отроку Варфоломею» - его лучшее произведение, наиболее полно и совершенно выразившее его художественный идеал. Он всегда утверждал: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через 30, 50 лет после моей смерти он еще что-то будет говорить людям - значит он жив, значит жив и я».

Образ Сергия Радоженского - как народного святого - был близок М. Нестерову с детства. М. Нестеров на этой картине так поставил фигуру старца по отношению к отроку, что то, что происходит на картине, вопринимается зрителем не как «Встреча отрока со старцем» , а именно как «Видение отроку Варфоломею»: старец мнится, не пришел к дубу, как пришел мальчик по лугу, а «вдруг отделился от темного ствола большого дерева» - и предстал пред отроком, пошедшим в поле за конями.

За год до «Христовой невесты» М. Нестеров создал рисунок «У креста»: среди широкого среднерусского простора девушка-подросток с лицом Марии Ивановны (первой жены художника) молится у покачнувшегося креста. В этом рисунке М. Нестеров, как будто приближается к теме «Христовой невесты».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поплярное на сайте:

Театр
В послевоенные годы французский театр развивался в русле демократизации своей структуры. Впервые в стране создаются стационарные театры в провинции – «драматические центры» – на средства государства и местных органов власти. Одним из л ...

Особенности культуры Древней Месопотамии
Вплоть до середины XIX в. культурная жизнь народов, некогда населявших эту обширную часть земного шара, оставалась почти совсем неизвестной человечеству. Сведения, почерпнутые из легендарных библейских сказаний, равно как и описания древн ...

Музыкальная культура
Проф. муз. иск-во Башкортостана, опирающееся на богатое нар. муз. т-во, формируется в 1-й пол. 20 в. До Октябрьской революции у башкир в основном развивалось устное муз.-поэтич. т-во. Сложились оригинальные формы и жанры музицирования, в ...