"Марк и Белла"

Страница 1

Познакомились Шагал и Бела (Берта) в конце лета в 1909 году. Бела только что вернулась из-за границы. Была в Вене, Берлине. Пришла рассказать подруге Тэе Брахман о своих впечатлениях.

Тэя жила на берегу Двины, недалеко от вокзала, на тихой улице с окнами на проезжую часть. Бела часто приходила к подруге. Дружили родители. У Тэи дома играли на фортепьяно, на скрипке. Ставили театральные пьесы и "живые образы". Была состоятельная семья. Судя по всему, с Тэей Шагала познакомил Виктор Меклер, художник, который ездил вместе с ним в Петербург. Познакомились, когда Тэя училась в Петербурге, она позировала ему. Нанимать натурщицу было дорого. Виктор Меклер был тоже из состоятельной семьи. Шагал его учил рисовать. В доме была Тэя и Шагал.

"Удивили его глаза, я вижу, они голубые, как небо. Глаза удивительные, не такие, как у всех, продолговатые, похожие на миндаль . Я никогда не видела таких глаз, разве только на иллюстрациях к сказкам про зверей. Рот приоткрыт, не знаю, или он хочет, что-то сказать, или укусить белыми острыми зубами. Все в нем от движений затаившегося зверя". "О чем он думает? Я вижу как глубокая морщина прорезает его лоб. Он приближается ко мне. Я опускаю глаза. Никто не говорит ни слова. Мы оба чувствуем, как стучат наши сердца".

"Он разговаривает! Разговаривает со мной! Он не боится молчания! Он убивает меня! Я ничего не понимаю, он же не знает меня. Что ему от меня надо."

"Лицо парня живет во мне, как мое второе "Я", дышит рядом, его голос звучит в моих ушах. Мне доводилось встречать художников в нашей компании, но ни у кого не было такого лица ." - позднее напишет Бела Розенфельд (Шагал) в книге своих воспоминаний.

Вторая встреча произошла на мосту. Марк, Тэя и ее собака Маркиз пошли гулять. Встретили Белу.

"Он говорит со мной так, словно видит меня каждый день. Он совсем нестрашный. У него спокойный сдержанный голос. Его ласковая и теплая рука уже не такая чужая. Он уже не смеется с меня. Я смотрю на него. Кучерявые волосы выбиваются из-под шапки, развиваются словно он хочет улететь вместе с ветром. Его глаза смотрят прямо в мои глаза. Я опускаю голову."

"Я хочу очутится дома. Но ноги не слушают меня. Он мой проводник. Я иду вместе с ним. Он не такой страшный, как я думала. Он рядом со мной, сильный, как крестьянин, словно берет свою силу от стальной реки."

Они стали встречаться. Много гуляли по берегу реки. Шагал отлично знал реку, берег. Однажды Бела попросила брата Менделя сходить с ней вечером погулять и попить сельтерской воды в магазин Будревича, который находился рядом с вокзалом. Снова встреча с Шагалом. "Я стою рядом с ним. Я ждала его? Искала? Меня трясет. От него я теряю рассудок. Раньше я была такая спокойная, жила в тишине нашего дома, читала книгу за книгой, избегала людей, как злых духов, пряталась за шторами от братьев и их шуток. И вот приходит молодой человек, его слова ударяют меня, как гром, и разрушают спокойствие моих дней."

Бела Розенфельд родилась 15 декабря 1895 года в Витебске в купеческой семье. Была самой младшей в семье. Каждый класс гимназии заканчивала с золотой медалью. Братья учились в религиозной школе (ешиве) и не мечтали о светской школе. Бела продолжила образование в известной московской школе Герцье: изучала историю, философию и литературознание. Потом занималась актерским мастерством в одной из студий Станиславского.

Родители жены имели три ювелирных магазина в Витебске. Продавались золотые и серебряные украшения, часы и т.д. Один магазин в самом центре перед мостом через Витьбу, на углу Смоленской и Подвинской улиц. В этом доме была одна крупнейшая и фешенебельная гостиница "Брози", по имени швейцарского кондитера Христиана Брози, которому долгое время принадлежал этот дом, кондитерская и ресторан "Жан Альберт", писчебумажный магазин Ш. Яхнина и ювелирный Ш. Розенфельда, второй магазин - на Вокзальной, третий - на Замковой. "Я писал, писал, а кончилось тем, что как я ни противился пышной церемонии, но в один дождливый вечер оказался героем брачного обряда, под свадебным балдахином - точно, как на моих картинах. Получил благословение - честь по чести." Свадьба была 25 июля 1915 года. "После свадьбы новоиспеченные шурины отвели меня домой, а их сестра - моя жена, осталась под родительским кровом. Так требует строгий обряд."

Страницы: 1 2 3 4 5

Поплярное на сайте:

Искусство Фландрии XVII в
Выставка произведений фламандской живописи является одной из богатейших и лучших в Эрмитаже. Художники Фландрии и Голландии сыграли выдающуюся роль в развитии европейской живописи XVII века. Культура и искусство этих двух государств, обр ...

Влияние на искусство древнего Рима «пространственного» фактора
Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства с включением в его сферу уже в V веке до н ...

Национальный японский костюм
Любой национальный костюм так или иначе отражает особенности материальной и культурной жизни народа, в том числе и национальный характер. Это в полной мере относится и к кимоно, которое в XX веке приобрело большую популярность в мире. Тип ...