Светочи России и Чувашии

Статьи по культурологии » Светочи России и Чувашии

Страница 8

Исторический живописец, жанрист, портретист. Выдающийся рисовальщик. Занимался также офортом и литографией. Родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца в 1844году. Первоначальную художественную подготовку получил в школе топографов и у местных художников И.М.Бунакова и Л. И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К.Жуковского и И.Н.Крамского, затем был принят в Академию художеств (1864). В период учения общался с широким кругом демократически настроенной молодежи, был увлечен идеями Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью художников, бывал на ее "четвергах". О чуткости Репина к общественным событиям эпохи свидетельствует рисунок, изображающий Д.В.Каракозова перед казнью. Раннее творчество художника весьма разносторонне. Он работал над академическими "программами" религиозного содержания, трактуя их более в психологическом, чем в возвышенно-отвлеченном духе. Такова картина "Иов и его друзья" (1869), отмеченная Малой золотой медалью. В свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре ("Приготовление к экзамену", 1864), портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты: В.Е.Репина (1867), матери (1867), Г.Д.Хлобощина (1868) и др. В портрете В.А.Шевцовой, невесты художника (1869), психологическая точность и серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных цветовых отношений. Выдающимся произведением явилось "Воскрешение дочери Иаира" (1871), за которое автор получил Большую золотую медаль. Одновременно Репин работал над другой картиной - "Бурлаки на Волге" (1870-1873), сразу же при своем появлении прославившей имя художника.

Бесспорно, картины Репина - это та классика, которая знакома каждому русскому человеку с детства. Учебники и хрестоматии полны репродукций с его картин. Однако, удивительное дело, о его жизни, его семье люди знают немного. Интересно, что имя великого художника объединяет три бывшие советские республики, а ныне отдельные государства: Украину, где он родился (близ Харькова), Россию, где он учился и прожил большую часть жизни (в Петербурге и его окрестностях), и Беларусь, где у него было имение в местечке Здравнево, под Витебском.

"В 1892 году, после своей персональной выставки, когда император Александр III приобрел у Репина знаменитую картину "Запорожцы", художник получил финансовую возможность приобрести имение, где мог бы летом отдыхать от суетливого Петербурга, - рассказывает научный сотрудник Музея Репина в Здравнево Валерий Шишанов. - Долго он выбирал имение под Петербургом. Но 1 мая 1892 года приехал сюда. Ему очень понравились виды, "злая и бурливая" река Двина. И, особенно не торгуясь, он приобрел это имение за 12 тысяч рублей (большая по тем временам сумма). Она включала тогда 108 десятин земли (чуть больше 108 гектаров) - с лесом, пашней, 40 головами крупного рогатого скота. А также дом и множество построек: сарай, флигель, домик для рабочих. Господский дом был одноэтажный, и первый год Репин здесь и разместился. Но ему стало тесновато, и он решил дом переделать. В течение нескольких лет шла перестройка по его собственному эскизу. В результате дом приобрел вид сказочного терема с башенкой".

К сожалению, в 1994 году в Здравневе случился пожар. От дома почти ничего не осталось. Но сотрудники Музея не опустили руки и в этом году почти восстановили дивный терем. А еще художника помнит липовая аллея, красивая, с раскидистыми ветвями сосна, и необычный, в форме вытянутого прямоугольника, пруд, который он создал своими руками. Долгое время была в сохранности и набережная Двины, берег которой Репин укрепил каменной кладкой.

В Здравневе Илья Репин создал знаменитые картины "Белорус" (хранится в Русском музее Петербурга), "Осенний букет" (находится в Третьяковской галерее), "Лунная ночь" (в Минском музее), множество других картин, которые хранятся в Финляндии, Франции, Америке, Чехии. На них запечатлена красота этой земли, образы белорусов, картины из жизни Здравнево.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Поплярное на сайте:

Предпосылки образования сюрреализма
В формировании сюрреализма важное место занимает предшествующий ему дадаизм. Дадаизм – литературно-художественное течение, дерзко эпатирующее читателей и зрителей "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса I Мировой войны в ...

Тенденции символизма в станковых работах. Московский период
Врубель пробовал свои силы в самых разнообразных жанрах и техниках – в монументально – декоративных панно, декоративной скульптуре, театрально – декорационной живописи, витраже, прикладном искусстве и даже в архитектуре. Он хотел быть ун ...

Между живописью и скульптурой
«Он с самого начала точно знал, что сила его – скульптура, ибо даже когда он чувствовал склонность к живописи, он все же не хотел ограничиваться только ею. Можно сказать, что его живопись была чистейшей воды развлечением». Этим заявлением ...