Романтизм

Страница 6

С образами природы часто соперничает тема фантастики, что вероятно порождено стремлением вырваться из плена реальной жизни. Типичными для романтиков стали поиски чудесного, сверкающего богатством красок мира, противостоящего серым будням. Именно в эти годы литература обогатилась сказками братьев Гримм, сказками Андерсена, балладами Шиллера и Мицкевича. У композиторов романтической школы сказочные, фантастические образы приобретают национальную неповторимую окраску. Баллады Шопена вдохновлены Балладами Мицкевича, Шуман, Мендельсон, Берлиоз создают произведения фантастического гротескного плана, символизирующего как бы изнанку веры, стремящиеся переломить идеи страха перед силами зла.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее выразительно – в скульптуре и архитектуре. Яркими представителями романтизма в изобразительном исекусстве были Э. Делакруа, Т. Жерико, К. Фридрих Главой французских живописцев- романтиков считают Эжена Делакруа. В своих полотнах он выразил дух свободолюбия, активного действия (« Свобода, ведущая народ»), страстно и темпераментно взывал к проявлению гуманизма. Актуальностью и психологизмом, небывалой экспрессией отличаются бытовые полотна Жерико. Одухотворенные, меланхоличные пейзажи Фридриха («Двое, созерцающие луну») - опять та же попытка романтиков проникнуть в мир человека, показать, как живется и мечтается человеку в подлунном мире.

В России романтизм начал проявляться вначале в портретной живописи. В первой трети 19 века она большей частью утратила связь с сановной аристократией. Значительное место стали занимать портреты поэтов, художников, меценатов искусства, изображение простых крестьян. Особенно ярко проявилась эта тенденция в творчестве О.А. Кипренского (1782 – 1836 г.г) .и В.А. Тропинина (1776 – 1857 г.г.).

Василий Андреевич Тропинин стремился к живой непринужденной характеристике человека, выраженной через его портрет. Портрет сына (1818), «А.С.Пушкин» (1827), «Автопортрет» (1846) поражают не портетным сходством с оригиналами, а необыкновенно тонким проникновением во внутренний мир человека. Именно Тропинин явился основателем жанрового, несколько идеализированного портрета человека из народа («Кружевница», 1823).

В начале 19 века значительным культурным центром России являлась Тверь. Все выдающиеся люди Москвы бывали здесь на литературных вечерах. Здесь же молодой Орест Кипренский встретил А.С.Пушкина, портрет которого, написанный позднее, стал жемчужиной мирового портретного искусства, а А.С.Пушкин посвятит ему стихи, где назовет его «любимцем моды легкокрылой». Портрет Пушкина кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения. В решительном повороте головы, в энергично скрещенных на груди руках, во всем облике поэта сказывается чувство независимости и свободы. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Отличительной чертой поортретов Кипренского является то, что они показывают душевное обаяние и внутреннее благородство человека. Романтического настроения полон и портрет Давыдова (1809).

Множество портретов написано Кипренским именно в Твери. Более того, когда он рисовал Ивана Петровича Вульфа, тверского помещика, тот с умилением глядел на стоящую перед ним девочку, его внучку, будущую Анну Петровну Керн, которой было посвящено одно из самых пленительных лирических произведений – стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение ». Такие объединения поэтов, художников, музыкантов и стали проявлением нового направления в искусстве – романтизма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Поплярное на сайте:

Портрет 1820-х и первой половины 1830-х годов
Какие бы темы ни волновали Брюллова— портрету он отдавал лучшие минуты своего вдохновения. Продолжая традиции русских художников с их обостренным вни­манием к духовной жизни человека, Брюллов сказал в области портрета новое слово. Как ист ...

Портреты 30-40 гг
Качества новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к изо-бражению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете), стремление наполнить жизнью схемы парадных ...

Рафаэль Санти
(Raffaello Santi) (1483-1520), итальянский живописец и архитектор. Представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения («Мадонна К ...