Вышивка и кружева

Страница 1

Вышивка — один из видов украшения тканей — у молдаван имеет повсеместное распространение и богатые традиции. Веками создавал народ прекрасное искусство вышивки.

В прошлом в Молдавии не было ни одного села, и котором бы женщины с большим мастерством и художественным вкусом не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки и дру­гие бытовые и обрядовые изделия.

Особенно старательно украшали вышивкой одежду (чаще всего праздничную). Прекрасные орнаменты, широ­кая цветовая гамма, высокое мастерство исполнения ха­рактеризуют вышивку молдавской национальной одежды.

О молдавской национальной вышивке можно судить в основном по образцам конца XVIII — начала XX века.

Богатые коллекции народной одежды конца XVIII, XIX и начала XX века хранятся в музеях республики. Настоящим сокровищем этой коллекции являются выши­тые женские блузки. Орнаменты вышивки на женских блузках располагали обычно на рукавах, груди, иногда — на спине и по нижнему краю.

Расположение орнаментальных композиций на народ­ной одежде не является произвольным, а неразрывно связано с покроем одежды и пропорциями человеческой фигуры. Большую роль тут играет и традиция. Природное художественное чутье помогало мастерицам подчеркнуть вышивкой конструктивные особенности вещи.

Вышивка, расположенная в верхней части рукава блузки—алтица—всегда содержит определенный мотив, который обычно на этой блузке больше не повторяется. Алтица — плотная, почти ковровая вышивка, лежит квад­ратом поперек плеча. От алтицы вниз по рукаву полоса­ми расходятся узоры. Геометрический или растительный орнамент, расходящийся полосками от алтицы, в народе называют речки, цветы, звездочки.

Обычно орнамент вышивок состоит из прямых, волно­образных, ломаных линий и геометрических фигур, кото­рые образуют рисунок зигзагообразной, ромбовидной, звездообразной или крестовидной формы. Каждый орна­мент, созданный той или иной вышивальщицей, отличает­ся неповторимым сочетанием форм и цветов. Создавая композиции орнаментов, мастерицы изображали природу, фигурки животных, людей .

С древних времен пришли в молдавскую вышивку изображения петуха, курицы, змеи, которые были симво­лами семейного счастья и благополучия. Изображение коня встречается в декоративном искусстве многих наро­дов, и у молдаван оно имеет довольно широкое распро­странение. Часто в орнаментах вышивок женские фигуры, символизирующие плодородие, чередуются с изображени­ями цветов, деревьев, фруктов, птиц и др.

Орнаментальные мотивы молдавской вышивки носят разные названия: рыурь (реки), лучеферь (звезды), клопо-цей (колокольчики), пуй (цыплята), флутурашь (бабочки), фурникуце (муравьи), лэбуце (лапочки), коарнеле бербеку-луй (бараньи рога), каля чобанулуй (дорожка чабана) и др. Народные названия позволяют раскрыть замысел вышивальщиц разных времен, а также установить традиционные черты вышивки. К настоящему времени большая часть названий орнаментальных мотивов не сохранилась. Из-за сильной стилизации порой трудно узнать даже знаки солнца, древа жизни, коня, птиц. Может быть, поэтому нередко случается, что один и тот же орнамент даже в одном селе называется по-разному.

В XIX веке вышивали шерстяными нитями, крашенными естественными красителями, а в конце XIX — начале XX века — яркими шелковыми нитями и мулине, что несколько снизило художественный уровень традиционной молдавской вышивки.

Известно множество способов вышивания: по счету нитей, точка, цепочка, косичка, лестница, крестики, с бусинками или с блестками, мережка . Техника вышивки определила во многом геометрический характер орнамен­та.

В конце XIX — начале XX века и в орнаменты вышивок проникают мотивы, заимствованные из фабричной печат­ной продукции, отмечается тенденция к натуралистическо­му изображению мотивов. В это время преобладает и более простая техника вышивок, шерстяные нитки заме­няют шелковыми.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Театральная жизнь России в XIX веке
В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись «министерством двора Его Императорского Величества». В подчинении двора было 3 театра в Петербурге – Александрийский, Мариинский и Михайловский – и 2 в М ...

«Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»
«3 мая французы становятся хозяевами Мадрида. В министерстве почтовых сообщений располагается французский военный трибунал. С утра до вечера по улицам едут телеги с безмолвными патриотами в разодранных рубахах со связанными за спиной рука ...

Влияние на искусство древнего Рима «пространственного» фактора
Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства с включением в его сферу уже в V веке до н ...