Молдавское прикладное искусство

Статьи по культурологии » Молдавское прикладное искусство

Молдавия. Прекрасны мягкие очертания ее холмов, четкие линии виноградников, зеленое кружево садов, в которых весной царит лепестковая метель. Летом манят прохладной водой колодцы, спрятавшиеся от жаркого солнца в укромных низинах, в тени раскидистых старых деревьев. Осенью с прозрачностью воздуха спорят янтарные гроздья винограда. Многое даст душе путешествие по Молдавии. Но не меньше даст оно и любознательному уму, потому что позволит в напряженном ритме двадцатого века уловить иные ритмы, ритмы ушедших тысячелетий, соприкоснуться с жизнью наших далеких предков, ощутить дыхание минувших эпох.

Издавна земли, расположенные между Карпатами и Черным морем, служили своеобразным коридором, через который проходили многие племена и народы, оставляя свои следы в виде стоянок, поселений, могильников.

Не случайно поэтому Молдавия, небольшая по площади республика является подлинным археологическим Эльдорадо, неисчерпаемой сокровищницей бесценных реликвий далекого прошлого.

За последнее тридцатилетие советские археологи открыли а Днестровско-Прутском междуречье десятки ранее не известных здесь культур. Собран поистине огромный материал, который помог воссоздать многие страницы древнейшей истории края.

Люди древнекаменного века в холодные периоды искали природные убежища—пещеры, гроты, навесы или строили жилища, для которых использовали в первую очередь кости и шкуры мамонтов и оленей. Следы поселений древнего человека обнаружены в овраге Мафтея у села Выхватинцы на Днестре, возле сел Дуруитор, Буздужаны, Брынзены, Тринка, Бутешты на притоках Прута и в других местах.

Вообще находки кладов и монет нередки в Молдавии. Особенно известен Кугурештский клад, относящийся ко времени княжения Александра Доброго. Более восьмисот монет, перстни и браслеты, пуговицы для парадной одежды, изготовленные из серебра, содержит этот клад.

Но возвратимся к Старому Орхею. Благодаря трудам археологов стали известны имена некоторых его пыркалабов — Портэреску, чья стела по сей день стоит у Бутученского моста, Галиша, с именем которого связана любопытная находка.

В ходе розысков в древних рукописях упоминания о пане Галише удалось выяснить, что он был родным дядей молдавского господаря Стефана III Великого и занимал высокий пост пыркалаба Орхейского. Таким образом, надпись на камне и данные рукописей позволили установить личность Кристиана.

Так была прочитана еще одна страница прошлого.

Поиск продолжается. Есть поиск — значит, будут новые находки, новые открытия.

Благодаря труду археологов предметы, изготовленные тысячелетия назад, приоткрывают тайны далекого прошлого и рассказывают о событиях давно минувших дней.

Безусловно, вы можете прочитать обо всем этом в учебнике, увидеть удивительные творения талантливых мастеров в музеях. Но во сто крат интереснее побывать там, где разжигался древний горн, создавались эти изделия, возводил свое жилище далекий предок. Как ни доходчив учебник, как ни интересны музейные залы, ничто не сравнится с тем, что можно увидеть, понять, почувствовать, бродя по развалинам древних сооружений половцев, печенегов. Они оставляли после себя выжженную землю, а население уводили в плен. В результате одного из набегов погибло Екимоуцкое городище близ Резины. На нем была найдена «визитная карточка» грабителей — остродонный сосуд, характерный для печенегов.

Не обошли наш край и татаро-монголы. Их орды осели в степях центральной и южной части Днестровско-Прутского междуречья.

В излучине реки Реут в урочище Пештере был основан золотоордынский город Шахр ал-Джедид («Новый город») — крупный административный, ремесленный и торговый центр, чеканивший свою собственную монету. Караван-сараи, дворцы, мечети, бани были его гордостью. Но все это строилось не самими завоевателями, а порабощенным населением.

Умелые местные гончары изготовляли нарядную поливную керамику на восточный вкус и простые изделия для повседневного обихода. Но золотоордынцы украшали свои жилища и керамикой, привезенной, как свидетельствуют раскопки, из Средней Азии и Китая.

Раскапывая золотоордынские поселения, археологи обнаружили сотни целых и разбитых сосудов своеобразной формы — сфероконусов. Для чего их использовали, пока не известно. Одни считают их зажигательными снарядами, которые заполняли нефтью, поджигали и забрасывали в осажденные крепости. Другие видят в них сосуды для перевозки ароматических масел или ртути, игравшей важную роль в средневековой фармакологии.

Недолго процветала золотоордынская столица на Реуте. В середине XIV века, после разгрома татар при Синих Водах, город был разрушен.

От Карпат до Днестра, от Дуная и Черного моря до Покутья крепнет и расширяет свои границы Молдавское княжество. И на развалинах Шахр ал-Джедида возникает молдавский город Орхей, который мы называем Старым в отличие от современного, возникшего при княжении Василия Лупу. Старый Орхей становится резиденцией наместника господаря — пыркалаба, крупным ремесленным и торговым центром. Из камня разрушенных татарских строений сооружаются дворцы, церкви, дома ремесленников и торговцев. Археологи раскопали в этом городе и изучили множество мастерских ремесленников — гончарных, кузнечных, по обработке дерева и других.

Местные гончары изготовляли разную посуду для рынка. Редчайшей археологической находкой является деревянная ложка в виде уточки, сохранившаяся лишь благодаря тому, что она обуглилась. В Старом Орхее найдено много кладов и единичных монет. Среди них встречаются монеты и молдавской чеканки.

Любили черняховцы золотые украшения — серьги, лунницы. Одна из них, инкрустированная камнями, найдена в Данченском могильнике. Одежду застегивали фибулами. Насколько они были красивы и сложны в конструкции, позволяет судить застежка, обнаруженная при раскопках у села Ганск. Две уникальные пальчатые фибулы археологи нашли близ Данчен.

Были у черняховцев и серебряные украшения. В некрополе у Брынзен обнаружены пряжки и браслеты из серебра. Один из усопших был кремирован вместе с деревянным ларем, стенки которого украшены серебряными пластинками с аппликациями из золота. Все это свидетельствует о высоком развитии ремесла.

Начавшееся великое переселение народов нарушило мирный труд черняховских племен. Орды кочевников, вихрем пронесшиеся по краю, не оставили поселений. И лишь отдельные находки котлов говорят о прошедших здесь гуннах.

В конце V — начале VI века, согласно археологическим данным, между Прутом и Днестром жили славянские племена. Они занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, были неустрашимыми воинами. Жили славяне в землянках.

При раскопках у Данчен обнаружены позднечерняховские и славянские керамические изделия, самые крупные из всех найденных в славякских могильниках пальчатые фибулы. Они изготовлены с большим вкусом и мастерством.

Древние руссы — прямые потомки славян. Русская летопись упоминает большое число древнерусских городов на Днестре, среди них и город Черн, который ученые отождествляют с городищем близ реки Черной у современного села Матеуцы. Среди множества городищ и селищ наиболее известны Алчедар, Екимоуцы и Рудь.

Многочисленные находки стрел, наконечников копий, боевых топоров говорят о хорошем знании славянами ратного дела. Славились они и как умелые гончары. Свою посуду формовали на гончарном круге, украшали ее волнистым орнаментом, наколами, насечками. Было развито и кузнечное дело. Из болотной руды в домницах получали железо. Затем из него изготовляли орудия труда и оружие. Славяне были тонкими ювелирами. При раскопках часто находят серьги из серебра, лунницы, шейные гривны, наборы поясных и других украшений. Еще один вид ремесла знали славяне — резьбу по кости. У села Ганск найден уникальный гребень с головой медведя.

Славяне Поднестровья были тесно связаны с византийским миром, о чем свидетельствуют находки монет.

В X—XI веках славяне подвергались опустошительным набегам.

Одно из крупнейших гетских городищ — Бутученское на Реуте, там, где излучина реки образует мыс между селами Требужены и Бутучены. Грандиозные валы и рвы поражают всех, кто приезжает в историко-ландшафтный заповедник Старый Орхей.

Разнообразны орудия труда и керамика, оставленные гетами. Особо впечатляют крупные сосуды для хранения зерна с ручками-упорами. Тулово сосудов украшено рельефными рогами изобилия.

Геты, как и скифы, вели торговлю с населением греческих колоний Северного Причерноморья. Подтверждением этого являются амфоры, чернолаковая посуда, украшения античной работы, найденные на их поселениях. На юге Молдавии был обнаружен уникальный светильник Артемиды Эфесской. Видимо, его привез местный воин из дальних походов.

Чеканили гето-даки и свои монеты, взяв за образец македонские. Одна из монет найдена на севере Молдавии, у села Котяла.

Сарматы, заселившие территорию между Днестром и Прутом в преддверии нашей эры, испытали сильное влияние римской культуры. Так как сарматы, занимаясь скотоводством, вели кочевой образ жизни, они не оставили поселений. Известны их многочисленные некрополи и единичные захоронения. В кургане у села Тудорозо на юге республики обнаружено захоронение, в котором найден .краснолаковый сосуд для вина в виде барана, кувшин, чаша из медного сплава и другие изделия. Не менее интересен стеклянный кубок из могильника у села Малаешты Рышканского района. На кубке — надпись: «Вечно живи, прекрасный».

В 1980 году у Брынзен найден сарматский могильник с различными предметами: стеклянными, медными и пастовыми бусами, бронзовым зеркальцем, серьгой, пряслицами для веретен и разной формы сосудами, сделанными на гончарном круге.

В III — IV веках нашей эры на землях междуречья жили племена черняховской культуры. Известны сотни поселений и десятки могильников, но полностью отсутствуют городища. Это — признак мирной жизни и отсутствия угрозы извне.

Раскопки некрополей у Будешт, Данчен, Бравичен и в других местах, а также ряда поселений дали сотни целых разных по форме сосудов темно-серого цвета, моделированных на гончарном круге. Изящен кувшин, найденный у Бравичен. Кроме керамики, в захоронениях обнаружены подвески из морских раковин, бусы из различного материала, зеркала, орудия из кости и железа, стеклянные сосуды для благовоний. Красивы Черняховские кубки. Не оставляют равнодушными и костяные сборные гребни.

Еще одно интересное открытие помогли сделать брынзенские раскопки. Долгое время ученые считали, что трипольцы не знали металлургии меди. Однако крупный кусок медного шлака и обломок литейного тигля, найденные на среднетрипольском поселении, говорят о другом — медь обрабатывали на месте.

О высокоразвитом интеллекте трипольцев свидетельствуют фишки с головками животных и людей (атрибут сложной игры), найденные на разных поселениях. Верили трипольцы в загробную жизнь. Судя по захоронениям Выхватинского могильника, тела усопших посыпались красной охрой. Рядом с умершими ставили сосуды с пищей, орудия труда, женские статуэтки. Последние занимают особое место в коллекциях трипольской пластики. Интересны статуэтка из Старых Каракушан, изображающая усопшую богиню, статуэтки сидячей великой богини-матери из Брынзен и обожествленного вождя из Русен.

Так была прочитана одна из страниц древнейшей истории благодатного края. Сквозь тьму веков дошедшие до нас предметы повседневной жизни рассказали о том, как трипольцы добывали здесь пищу, хранили продукты и обогревали жилища, чем заполняли свой досуг, во что верили.

О дружеских связях трипольцев с соседями свидетельствуют многие археологические находки. Так, в одном из жилищ у Брынзен найден сосуд, принадлежавший культуре воронковидных кубков. На раскопках поселений у Костешт на Чугуре, Мерешовки на Днестре встречается керамика культур, существовавших в Трансильвании.

В середине третьего тысячелетия до нашей эры продвижение племен иных культур обусловило отход основной части трипольского населения в Причерноморские степи. В наш край проникают племена культур эпохи бронзы — ямной, шаровидных амфор, сабатиновской, срубной, что подтверждают археологические находки. На смену оседлому образу жизни, занятиям земледелием и животноводством приходит кочевое скотоводство.

Много тысяч курганов оставили племена эпохи бронзы и раннежелезного века на возвышенностях, в широких поймах рек Молдавии. У села Лозово найден богатый клад бронзового оружия и орудий труда. Здесь и листовидные кинжалы, серпы, навершие жезла, топоры-кельты. У Варваровки представители культуры Ноуа оставили изделия из бронзы: серпы, топоры-кельты, навершие, два браслета, две серьги.

... Пути археологических открытий поистине неисповедимы. Долгие годы ученые не находили подтверждения словам отца истории Геродота о том, что в Северном Причерноморье кроме фракийцев и скифов жили киммерийцы. И вдруг— такая неожиданность. В одном из южных сел республики археолог Е. В. Яровой увидел... киммерийский бронзовый котел, в котором гасили известь. Владельцы бесценной вещи рассказали, что лет восемь назад ее подарил им приятель-бульдозерист. Он обнаружил сосуд во время земляных работ. Так появился в коллекции Музея археологии и этнографии Академии наук МССР киммерийский бронзовый котел.

При раскопках курганов на юге Молдавии обнаружены другие

предметы того времени.

Не менее интересна история скифских находок. Лет десять назад трактористы, распахивая курган неподалеку от села Бутор, извлекли из земли каменное изваяние и привезли его в школу. Дети сообщили ученым. Каков же был восторг археологов, когда они, приехав, увидели во дворе школы верхнюю половину скифской «бабы» — каменного изваяния бородатого скифа. В правой руке он держал ритон — кубок из турьего рога, левая рука покоилась на рукояти акинака — короткого меча.

При последующих раскопках курганов были найдены вторая половина изваяния, а также золотые серьги античной работы, греческие чернолаковые сосуды, амфоры для вина.

Раскопав скифский курган у села Балабан, археологи обнаружили в нем захороненную женщину-воина с оружием. У изголовья лежали прекрасные золотые серьги в виде головок животных.

В 1981 году под Дубоссарами было найдено уникальное изделие скифского времени — массивная золотая гривна с головками львов, между ними — перемычка, на которой две уточки, повернутые головами друг к другу. Золотые украшения античной работы были обнаружены и в другом кургане.

В первом тысячелетии до нашей эры основное население края составляли северофракийские племена. Как свидетельствуют археологические раскопки поселений и могильников у Шолданешт на реке Черной, у Гидигича под Кишиневом, у Селиште близ Оргеева и в других местах, фракийцы были не только скотоводами и земледельцами, но и неустрашимыми воинами.

Красивы фракийские сосуды. Они часто украшены каннелюрами и оттисками шнура или насечками. Своеобразны черпаки, оружие.

В конце первого тысячелетия до нашей эры на землях Молдавии уже проживали племена гето-даков, относящиеся к позднефракийцам северо-восточной ветви. Их поселения и городища, обнаруженные в разных местах Молдавии, занимали, как правило, участки на легкообороняемых мысах. В основном городища имели подтреугольную форму. Но были и кольцевые городища — у Олишкан, Матеуц.

Он был мастером на все руки, человек древнекаменного века. Из кремня, кости, дерева изготавливал свои орудия. С нуклеусов (ядрищ) скалывал отщепы, из которых оформлял скребла, ножи, остроконечники, листовидные наконечники. Рукоятками для них служили куски рогов оленя. С помощью мотыгообразных орудий из бивней мамонта он копал хозяйственные ямы, устраивал землянки. Из шкур животных шил одежду и обувь. В минуты, свободные от собирательства съедобных растений и охоты на пещерного медведя, мамонта, бизона и множество других животных, пытался рассказать наскальными рисунками о том, что поражало его воображение. Такие рисунки во множестве найдены на стенах и потолках пещер в Италии, Франции, Испании. Известны они и в нашей стране — в Каповой пещере на Урале.

В Молдавии, в пещере у села Брынзены Единецкого района, обнаружено уникальное украшение — подвеска, вырезанная из куска бивня мамонта. Древний ювелир придал ей форму, напоминающую современный сверхзвуковой самолет. Два ряда точек по бокам подвески имеют сходство с иллюминаторами на сигарообразном корпусе лайнера. Брынзенская находка — еще одно свидетельство того, как давно появилась в человеке тяга к прекрасному.

Прошли тысячелетия. Не без участия человека изменилась фауна нашего края: исчезли мамонты, бизоны, северный олень, дикая лошадь. Холодный период сменился потеплением. К седьмому тысячелетию до нашей эры человек перешел к оседлости, занялся земледелием и скотоводством. В этот период в Молдавии жили племена буго-днестровской культуры. Следы их поселений обнаружены на Днестре под Сороками, у села Сакаровка и в других местах. Тысячи мелких орудий из кремня и кости, первые настоящие мотыги, зернотерки, найденные здесь, помогли узнать многое из жизни племен новокаменного века.

Эти племена выращивали пленчатые виды пшеницы, ячмень, бобовые (интересно, что древнейшее свидетельство существования окультуренной сливы относится тоже к этому времени), содержали домашних животных — крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, собак, были и искусными рыболовами. На днестровских поселениях обнаружены большие скопления костей вырезубов, крупных сомов и осетровых весом до двухсот килограммов.

К началу пятого тысячелетия до нашей эры появились первые сосуды, вылепленные из глины. Они украшены углубленными узорами или имеют хорошо заглаженную поверхность.

К концу пятого тысячелетия до нашей эры на Днестровско-Прутские земли проникли из Центральной Европы носители культуры линейно-ленточной керамики. Они оставили после себя колодкообразные топоры-тесла и горшки шаровидной формы с залощенной до блеска поверхностью, на которую был нанесен нотный орнамент. Поселения этих племен обнаружены на реке Реут во Флорештском районе, на реках Большой и Средний Чулук в Лазовском районе и неподалеку

от Кишинева, у села Новые Русешты.

В конце пятого — начале четвертого тысячелетия до нашей эры в результате ассимиляции буго-днестровских племен, племен культуры линейно-ленточной керамики, а также племен культуры Боян, проникших на эти земли с Нижнего Дуная, зарождается новая жизнеспособная культура — трипольская. Просуществовала она полтора тысячелетия и достигла за это время высокого развития, каждая ступень которого характеризовалась особыми чертами.

Трипольцы были прекрасными строителями. Они сооружали не только землянки, но и наземные двух- и трехэтажные дома. Возводили их из дерева и глины. Если поселения располагались на мысах с крутыми склонами, трипольцы сначала сооружали террасы, а затем уже строили на них дома.

Кроме орудий из кремня, кости, рога, трипольские племена знали изделия из меди. Они получали ее от своих балканских соседей — племен культуры Гумельница. Мотыгами и ралами из оленьего рога трипольцы обрабатывали большие участки земли, на которой выращивали пленчатые и голозерные виды пшеницы и ячменя, просо, бобовые, виноград, абрикос, сливу. Водился у них крупный и мелкий рогатый скот, были и домашние лошади. На охоту трипольцы ходили с собаками.

Большого мастерства достигли они в изготовлении керамики. У ранних трипольцев она нарядна, украшена сложным, имеющим определенное смысловое содержание рисунком. Орнамент углубленный; часто состоит из поясов с квадратами, вырезанными в шахматном порядке, в сочетании с проглаженными линиями, спиралями, точками. Особенно красива керамика, украшенная пальцево-ногтевыми защипами. Излюбленный элемент орнамента—каннелюры, покрывающие горло и тулово сосудов.

Не могут не вызвать интереса статуэтки великой богини-матери с гипертрофированными бедрами и рогатые креслица с чертами быка — рогатого небесного божества. Такие находки встречаются при раскопках раннетрипольских поселений повсеместно. По представлению древних, великая богиня-мать и солнечный небесный бык были в браке, от которого и произошли все земные блага. Не от этих ли

древнейших верований берет начало прелестный миф о похищении Европы Зевсом?

Раннетрипольские «поселения известны по всей Молдавии, кроме южной ее части. Есть они на Днестре — у Солончен, Голеркан; на Реуте и его притоках — у Путинешт, Александрова, Флорешт, Рогожан; на Пруте и его притоках — у Ларги, Перерыты, Скулян, Унген; близ Кишинева — у Данчен, Новых Русешт, Бардара.

Особой известностью пользуется поселение у села Карбуна Кутузовского района. Здесь был найден уникальный клад. Он состоял из топоров, браслетов, плоских женских фигурок и бус из меди. Трипольцы украшали себя также бусами из клыков оленя, горного хрусталя и красного кварцита, залежи которого известны лишь в Малой Азии. Вызывает удивление тот факт, что они владели искусством сверления пород, уступающих по твердости лишь алмазу. Найдено в этом кладе и множество нашивок из средиземноморских раковин. Эти находки свидетельствуют о тесных связях ранних трипольцев со Средиземноморьем и Балканами.

Высокого уровня достигла трипсльская культура на среднем этапе своего развития, что подтверждается раскопками трипольских поселений. У Старых Куконешт сохранились остатки домов с массивными межэтажными перекрытиями из глины, нанесенной на деревянные настилы.

В этот период появляются новые приемы орнаментирования керамики. Углубленный узор уже сочетается с расписным, нанесенным черной, красной и белой краской.

Обжигая сосуды в печах с доступом кислорода, гончары добиваются оранжевого цвета, тогда как изделия ранних трипольцев темно-серые или черные.

Особенно красивы сосуды с крышками, найденные археологами у Дуруитор и Старых Радулян. Взгляните на них — и вы залюбуетесь волнистой лентой или спиралью, которая отождествлялась нашим далеким предком с образом доброго ужа, хранителя небесной влаги — дождя.

Те же элементы присутствуют и на бомбовидном сосуде, найденном в Старых Радулянах. Прекрасным вкусом обладал мастер, создавший изящный кубок, на оранжевом фоне которого выделяется черная роспись. Не могут не вызвать восхищения и сосуды конца среднего Триполья, найденные у села Брынзены.

Есть у трипольцев и свои загадки. На среднетрипольских поселениях встречаются тысячи так называемых сосудов-биноклей без дна. Для чего создавали их древние гончары? Пока лишь ясно, что изделия эти не утилитарного назначения. Видимо, они связаны с культом парной семьи и обрядами-заклинаниями о благополучии и долголетии.

На трипольских поселениях, в частности у села Брынзены, обнаружены и культовые сооружения. На полу первого этажа постройки предметы быта фактически отсутствовали. На втором этаже находился круглый алтарь из глины, над которым впоследствии был сооружен крестообразный жертвенник.

В Молдавии открыто много поселений позднего Триполья — времени наивысшего расцвета трипольской культуры. Как правило, они располагались на высоких точках рельефа. Так, у села Брынзены сохранились остатки жилищ, которые трипольцы сооружали на поверхности голых куполообразных скал — толтр.

Большой интерес представляют печи трипольцев, вылепленные из глины ленточным способом, близким к тому, каким формовались сосуды. Печи самые разные: простые, сложные с пристроенной камерой — накопителем тепла, на помосте с подпечной нишей, с углублением для хранения огня. В жилище у села Варваровка на Реуте, в нише под одной из печей, найдено 27 сосудов с крышками.

В раскопках у Брынзен, Варваровки, Старых Бадражей, на реке Чугур у Костешт обнаружены сотни орудий из кремня — стрелы, ножи, боевые клевцы и молоты из оленьего рога, костяные кинжалы.

Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольцы овладели технологией обжига керамики и в двухъярусных печах, создали новые формы керамических изделий, новые элементы орнамента, навеянного их верованиями. На керамике этого периода часто встречаются целые повествовательные сцены. Так, на сосуде, найденном у села Варваровка, орнамент состоит из овалов — символов великой богини-матери, лент с зубцами — знаками вспаханной земли. Под горлом сосуда изображены полуовалы — небесные тучи, несущие влагу. На широкой свободной полосе — олень, две собаки и две лошади. На других сосудах изображены собаки, преследующие косуль или зайцев.

Интересна роспись брынзено-костештской керамики. Круги превращаются в овалы — женские символы. На поле помещены силуэты танцующих богинь в платьях битреугольной формы, лента из ромбов — символ засеянного поля. Встречается даже силуэт быка. Знаки быка — в виде W, М или V; фигуры танцующих богинь в овале дополняют рисунок другого сосуда.

Изображены на сосудах и заклинательные сцены благополучия — богиня и корова с подпущенным теленком, богиня с древом жизни и дикими животными, лучник, охотящийся на косулю.

Чувства прекрасного не были лишены и мастера, изготовлявшие изделия из меди. Это подтверждает брынзенская находка — двухлезвийный топор-скипетр, которому придан облик птицы с хохолком.

Поплярное на сайте:

Искусство Гойи как отражение Испании на рубеже веков
Гойя – великий мастер. Даже вынуждаемый, вопреки естественным склонностям своей натуры, взяться за изучение академических правил, он извлекает из них то, что ему кажется полезным и необходимым для воплощения своего вдохновения, а именно: ...

Новая живопись. «Ужасы войны»
После событий 1808 года в творчестве Гойи начинается новый период. Художник пишет картины «Пожар» и «Гигант», предвосхищающие тот тип трагического жанра, который будет теперь главенствовать в его произведениях. В «Пожаре» Гойя впервые воп ...

Содержание искусства Древнего Египта: сюжетный круг, религия, культ, мифология, магия
В VIII тысячелетии до н.э. в северо-восточной Африке, в нижнем течении реки Нил, возникли первые египетские города: Мемфис, Иераконполь и др. Прошло несколько десятков веков, и к III тысячелетию до н.э., в результате объединения царств Ве ...