Особое место в молдавском народном декоративном искусстве занимает ковер — один из древних видов художественных текстильных изделий.
Архивные данные, дневники путешественников XVI— XVIII веков свидетельствуют о широком распространении ковроделия в Молдавии. Но, к сожалению, до нас дошли только некоторые фрагменты ковров, изготовленных примерно в середине XVIII века. Временем расцвета ковроделия в Молдавии считается конец XVIII — начало XIX века. Ковры этого периода отличаются высоким мастерством исполнения, гармонией цветовой гаммы, разнообразием орнаментов.
С незапамятных времен шерстяные домотканые ковры в доме молдаванина выполняли не только утилитарную, но и декоративную функцию. Дело в том, что традиционная мебель молдавского крестьянина состояла обычно из длинных деревянных лавок, расставленных вдоль стен, стола и дощатой кровати. Главными украшениями дома были ковры и полотенца. Длинные лавки устилались коврами, на пол стелили дорожки, а на кровати и сундуки — ковровые покрывала.
Для молдавских ковров характерны геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы орнаментов. Причем растительный и геометрический орнаменты наиболее распространены. Среди растительных мотивов часто встречаются изображения деревьев, кустов, вазонов с цветами, букетов, веток, гирлянд.
На старинных коврах изображение вазонов с цветами характеризуется тонким ажурным рисунком. Рисунок вазона и букета считается типичным для молдавского ковра конца XIX — начала XX века. Интересна традиционная форма стилизованной гирлянды из виноградной лозы и гроздьев. До настоящего времени в орнаменте молдавского ковра сохранился и ряд геометрических фигур, которые встречались на старинных коврах. Это ромбы, квадраты, крестообразные фигурки. В разных комбинациях форм и цветов они создают прекрасные орнаменты. Часто растения, фигурки людей и животных, различные предметы быта сильно стилизованы.
Спокойная цветовая гамма, ограниченная семью-восемью цветами — важная характерная черта молдавского ковра. Пряжу окрашивали растительными красителями в домашних условиях. Методы изготовления таких красителей и способы крашения вырабатывались столетиями и передавались из поколения в поколение.
Молдавские ковры бывают с четырехсторонней, двухсторонней каймой и вообще без каймы. Одна из ярких отличительных особенностей молдавских ковров с каймой заключается в том, что рисунок каймы не согласуется с главным рисунком поля. Они разные по цвету, но это не мешает создавать цельную композицию, которая основывается не на сходстве, а на контрасте мотивов и цветовой гаммы орнаментов.
Принцип построения молдавского коврового орнамента основан на чередовании нескольких одинаковых по форме, но различных по цвету мотивов.
В конце XIX — начале XX века господствующее положение почти во всех областях народного молдавского декоративно-прикладного искусства занимает растительный орнамент. Под влиянием натуралистических рисунков фабричных тканей и массовой печатной продукции в домашнее ковроделие внедрялась натуралистическая тенденция в передаче растительных мотивов. В результате несколько снизилась художественная ценность и потерялось неповторимое своеобразие коврового орнамента.
Наряду с прежними, прекрасными по рисунку и цвету шерстяными коврами, в конце XIX века стали появляться ковры на конопляной, льняной и даже хлопчатобумажной основе с узорами, лишенными тонкого вкуса и фантазии. Крестьяне начали окрашивать пряжу анилиновыми красителями в слишком яркие, порой даже резкие цвета. Преобладали ярко-розовые, красно-фиолетовые, ярко-зеленые цвета. Фон стал черным, в то время как у ковров XVIII — первой половины XIX века фон был чаще всего мягких розовых, коричневых, голубых или зеленых тонов.
Орнамент ковра отражает вкус создателя, его понимание сущности природных явлений, представление о красоте окружающего мира.
Народ дал самые разные названия ковровым орнаментам: короница кодрулуй (венок кодр), букету л (букет), георгинэ (георгина), кэприоара (косуля), жеменеле (близнецы), жуний (юноши), кукошеий (петушки) и др.
Мотивы ковровых орнаментов не представляют собой некие застывшие формы, они изменяются и развиваются в тесной связи с материальной и духовной жизнью народа. Процесс создания художественных форм длителен и органически целостен. Новое не может полностью вытеснить многовековые традиции. Создавая новые формы, народное искусство всегда сохраняет старые.
Поплярное на сайте:
Новогородская живопись
С закатом Киевской державы отошло в прошлое искусство “мерцающей живописи” – мозаика, - слишком дорогостоящей была бы она для удельных князей. Будущее принадлежало фрески и иконописи, техника которых отличается большой гибкостью, палитра ...
Основные способы росписи тканей
При каждом способе художественной росписи (кроме трафарета) ткань натягивают на рамку. При натяжении необходимо следить за тем, чтобы она не перекашивалась, чтобы нити основы и утка были перпендикулярны друг другу. Отрезанная нужного разм ...
Холмогорская резьба по кости
Искусством резьбы по кости- "рабьему зубу" занимались жители в городе
Холмогоры (60 км от Архангельска) и в деревнях его округи. Уровень их мастерства подтверждается вызовом резчиков для работы в Оружейной палате
Московского К ...
Навигация