Ислам

Страница 2

Вертикальная структура мусульманской мечети включает в себя три символические зоны: четверик – символ нижнего мира, купол – символ мира верхнего и барабан – своеобразная зона перехода от мира земного к миру небесному. Внутри мечетей в обращении к Мекке ниша — михраб, украшенная резьбой по дереву, камню, узорочным кирпичом, керамикой, инкрустацией, мозаикой, росписью.

Михраб - (араб. – святилище, букв. – место борьбы; однокоренное со словом «копье»; у ранних мусульман воткнутое в землю копье указывало сутру – место и киблу – направление молитвы) – в культовых зданиях ислама священная стрельчатая плоская арка или ниша в стене кибилы, к которой молящийся должен быть обращен лицом; самый ранний (около 691 г.) образец плоского михраба (в форме накладной арки) сохранился в Куббат ас-Сахра («Купол Скалы») в Иерусалиме: арка с узорным архивольтом в орнаментированной квадратной раме на витых колонках. Плоский михраб получил преимущественное развитие как переносной – деревянный, керамический либо изображенный на молитвенном ковре. Вогнутый михраб (в форме глубокой сводчатой ниши) впервые был устроен около 709 г. в мечети Хаарам в Медине (основана в 656 г. на территории дома Мухаммада), заново сооруженной в 707-709 гг. коптскими и византийскими мастера-ми; предположительно обозначал местонахождение пророка во время ведения им ритуала молитвы. После 709 г. михраб стал обязательным признаком мечети. Обычно он выделялся в интерьере освещением и нарядным декором, снаружи – выступом ниши; нередко перед михрабом возводился купол с фонарем или с окнами в барабане. Центральный вход и михраб непременно украшаются графическими изображениями. В помещении ниша - михраб, около нее ставится кафедра проповедника - минбар. Обычно он располагается справа от михраба и является привилегией только пятничной мечети (джами). В небольших населенных пунктах мечети могли его не иметь. Минбар обычно похожая на трон кафедра (иногда под балдахином) открыта на спускающуюся в зал лесенку с перилами и декоративным порталом или дверцей. Деревянные (реже каменные или кирпичные) минбары украшены (в соответствии с художественным стилем эпохи и региона) орнаментальной резьбой, инкрустацией, росписью, иногда глазурованными облицовками или фаянсовой мазаикой. Первый минбар (сиденье с двумя ступенями) был сделан по заказу Мухаммада в 629 г. для чтения проповедей. Первоначально минбар служил также троном правителя и местом для судьи. Исключительно культовое значение минбар приобрел в конце периода Омейядов, около 750 г., и в правление династии Аббаситов (750-1258 гг ). Одновременно сложился тип минбара как произведения монументально-декоративного искусства: высокая, похожая на трон кафедра (иногда под балдахином).

Пространство молельного зала мечети зависит не от того, где находится молящийся, а от направления, куда он смотрит при молитве. По этой причине ориентация молельного зала должна соответствовать кыбле (обращение во время молитвы лицом к Мекке). Кыбла всегда обозначается михрабом с арочным или полусферическим венчанием, которых может быть несколько в зависимости от величины мечети. Пол в мечетях устилается циновками или коврами. При каждой мечети есть водоем (колодцы) для омовения (молящийся должен находиться в состоянии ритуальной чистоты). При входе в мечеть верующие снимают обувь, женщины молятся в специально отгороженной части общего зала или галереях, в некоторых мечетях размещаются книгохранилища. Иногда мечети бывают совмещены с усыпальницами святых.

Двери разделяют на две пространственные зоны – профаническую и сакральную, отмечая этот важный для мусульманина рубеж своим убранством и священными надписями. При входе в мечеть все внимание верующего человек устремлено только к одной точке – михрабу, где предстоит имам – руководитель богослужения.

Рядом с мечетью ставился или включался в ее композицию минарет (от араб. – минара – сигнальная световая башня, маяк) – высокая башня, предназначенная для азана, совершаемого муэдзином с кругового балкона, галереи или верхней площадки башни, обычно увенчаний фонарем. С VIII в. – это один из определяющих наружных признаков мечети; символ мусульманского присутствия на завоеванных арабами территориях. Некоторые ранние средневековые минареты (особенно на границах мусульманского мира) сохраняли функции сигнальной сторожевой башни, включали помещения для стражи и гарнизона. Он бывает двух типов: четырехугольный (наиболее ранний архитектурный тип, первоначально получил развитие в Сирии, затем в странах Магриба – территории к западу от Египта) и круглоствольный (такой тип получил более широкое распространение и многочисленные варианты архитектурной формы и декора, в том числе на высоком четырех- или восьмигранном основании, с гладким, многогранным, каннелированным или «гофрированным» стволом, звездчатые в плане, тонкие стреловидные и др.), украшается узорами, резьбой, ажурными балконами, глазурованной керамикой. Спиралевидную форму двух уникальных кирпичных минаретов в Ираке связывают с традицией зиккуратов в Месопотамии. В разных странах под воздействием местных традиций вырабатывались самостоятельные типы мечетей. В позднесредневековых постройках Средней Азии, Ирана, Афганистана встречаются декоративные «ложные» минареты (без лестницы), поставленные на углах главного фасада или портала; иногда их называют гульдараста (перс. – намогильный букет цветов на палочке; минарет).

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Китай в эпоху Лего и Чжаньго
История древнего Китая VIII – V вв. до н.э. известна как эпоха Лего (Отдельных государств). Период V – III вв. до н.э. в китайской историографии получил наименование Чжаньго (Сражающиеся царства). В период Чжаньго в царстве Чу получила ш ...

Становление досуга XVII век
Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник. Переход племён к оседлому образу ...

Московский период. Актерское искусство Чехова
Попытаюсь создать “опыт характеристики” московского периода жизни и творчества Чехова, так как именно он определил всю дальнейшую деятельность этого артиста. В Америке, говоря об истоках своей книги “О технике актера” (1946), Чехов писал, ...