Ислам

Страница 1

Язык мусульманской архитектуры богат, весьма разнообразен и достаточно сложен, поскольку она всегда была связана с мировоззрением и идеями исламского общества, с представлениями мусульман о пользе и красоте. Ее главной движущей силой является высокая исламская духовность, непоколебимая вера в единство и могущество Аллаха. Облагороженные и одухотворенные светом ее высоких идеалов, выдающиеся мусульманские архитекторы с именем всевышнего Аллаха на устах создавали подлинную гармонию, застывшую в камне, и потому неудивительно, что большинство построенных ими зданий являются мировыми шедеврами.

Большое значение в мусульманской архитектурной композиции придается ритму, то есть четкому распределению повторяющихся в определенном порядке отдельных элементов и деталей здания - выступов, колонн, окон, плоскостей стен. Применяя симметричную и асимметричную композицию, используя главные художественные средства – формы зданий и их элементов, мусульманский архитектор может по своему усмотрению сделать эти формы тяжелыми или легкими, спокойными или динамичными, однотонными или цветными, добиваясь при этом, чтобы отдельные части здания согласовывались между собой и со всем архитектурным ансамблем в целом. Проектируя, мусульманский архитектор ищет наилучшее, наиболее гармоничное сочетание основных частей будущего архитектурного произведения и его деталей с учетом назначения здания и характера происходящих в нем процессов. Учитывая климат местности, в которой ведется строительство и ее географическую широту, он старается, как можно полнее использовать увлекательную игру света и тени, которая подчеркивает композиционные особенности сооружения, придает ему более живописный вид.

Творения исламских архитекторов, как правило, имеют обильный орнаментальный декор, украшены цветным мозаичным орнаментом, поражают изяществом форм и пропорций, богатством и тонкостью каменной резьбы, которая благодаря искусству мусульманских мастеров приобретала ажурность и легкость, напоминая каменное кружево. Культовым сооружениям ислама свойственна строгая красота, воплощающая образы знойного солнца, горячих песков и тихих оазисов. Голубые купола мечетей, покоящиеся на высоких барабанах, изящные башни минаретов, массивные кубы порталов, журчание воды в фонтанах неизменно пробуждают в душе человека благоговейное отношение к вере, вселяют уверенность в собственных силах, даруют ему светлое и радостное мировосприятие.

Архитектура ислама не отвергает воздействия любой культуры и не воспрещает заимствовать формы культовых зданий других религий (христианские, иудейские, буддийские, вплоть до использования символики этих религий во внешнем декоративном убранстве зданий). Ислам, как всякая другая религия, нуждается в специальном месте, где верующие могли бы, собравшись, предаваться молитве. Этим целям и служит мечеть. В исламском мире мечеть является главным сооружением города в социальном, политическом и градостроительном отношении. Мечеть по-арабски звучит "аль-масджит", переводится как "место, где совершаются земные поклоны".

В первые годы хиджры масджидом могла служить любая постройка, либо просто крытое место. После приезда Мухаммада в Медину для него и его семьи учениками был выстроен простой дом из сырцового кирпича на каменном фундаменте, крытый пальмовыми листьями. Двор этого дома стал первой мечетью мира, послужив образцом для мечетей дворцового типа, распространившихся по всему миру. Она же стала первой школой в арабском мире.

Сама по себе мечеть не имеет сакрального характера, никак не освящается. В разных районах мусульманского мира сложились различные архитектурные типы мечетей. Основные черты ее определились в VII в.

Если рассматривать мечеть с точки зрения архитектуры, — это специально оборудованное место для проведения молитвы по мусульманскому религиозному обряду. Место это может иметь самые разнообразные материальные воплощения — от очищенной площадки в пустыне, обозначенной камнями, или комнаты в доме, до архитектурного ансамбля.В более широком понимании мечеть, с точки зрения мусульманских богословов, охватывает всю землю. Главнейшие функции мечети религиозные, хотя ее значение этим не ограничивается: она служила местом общественных собраний, общения, убежищем, организацией обучения детей основам мусульманской религии.

Архитекторы, проектируя мечеть, всегда опирались на собственные (или заказчика) представления о красоте, свойственной своей эпохе, национальной культуре, ориентировавшей их на те или иные образцы. Арабы, распространявшие новую религию на покоренных территориях, не стремились навязывать сложившиеся еще в VП-VШ вв. типы мечетей: центрально-купольный и колонный (имеющий прямоугольник в плане, внутренний двор, окруженный галереями, и многостолпный молитвенный зал), айванный (навес, галерея) — терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Китай в эпоху Лего и Чжаньго
История древнего Китая VIII – V вв. до н.э. известна как эпоха Лего (Отдельных государств). Период V – III вв. до н.э. в китайской историографии получил наименование Чжаньго (Сражающиеся царства). В период Чжаньго в царстве Чу получила ш ...

Тенденции развития живописи в XVII веке
В живописи того времени все более расширяется тематика, увеличивается удельный вес светских (исторических) сюжетов, в качестве «образцов» используются западноевропейские гравюры. Начало XVII века ознаменовано господством в живописи двух ...

Жан-Батист Мольер
В ряду гениев мировой литературы Жан-Батист Мольер занимает одно из видных мест. Высокий литературный престиж Мольера поддерживали главный авторитеты трех последующих столетий: Вольтер в XVIII веке, Бальзак в XIX, Ромен Роллан в XX. Коме ...