Краткая классификация книжных знаков

Статьи по культурологии » Экслибрис » Краткая классификация книжных знаков

Принято различать три вида книжных знаков: художественные, ярлыки и штемпели. К первым относится большая группа книжных знаков с изображением гербов владельцев, их вензелей, различных сюжетов.

Ярлыки – книжные знаки, преимущественно исполненные наборным шрифтом или иным способом, но содержащие в себе лишь текст “из книг такого-то лица”, “такого-то учреждения”. Ярлыки не представляют собой украшение книги и играют лишь служебную роль, указывая на принадлежность её соответствующему владельцу. Широкое распространение получили ярлыки в государственных и общественных библиотеках, вследствие удобства пользования, дешевизны.

Штемпели не украшают книгу, а при небрежном использовании часто портят их. Эта группа книжных знаков появилась только в XIX веке. Но встречается небольшое количество штемпелей с художественным изображением герба владельца книги или какого-либо рисунка.

Происхождение русского книжного знака объясняется в литературе посвященной исследованию экслибриса по разному. Известный искусствовед и исследователь книжных знаков В.Я.Адарюков считает, что прототипом русского книжного знака служили владельческие надписи на книгах. Другой исследователь С.А. Сильванский полагает, что русский книжный знак возник при Петре I только в результате подражания европейской культуре, где к этому времени художественные книжные знаки получили широкое распространение.

Русский книжный знак возник под влиянием нескольких причин:1) к началу XVIII века была достаточно развитие традиция владельческих надписей на книгах. С другой стороны, со второй половины XVI в России существовал суперэкслибрис. Таким образом, к моменту появления первого русского книжного знака русские культурные люди пользовались владельческими знаками и сочетали их с украшениями книги. Так же бесспорной причина возникновения бумажного книжного знака является влияние западноевропейской культуры. Количество иностранцев, служивших в России и составляющих здесь свои библиотеки и украшавшие их книжными знаками, как, например, лейб-медик Петра Роберт Арескин.

Двадцатый век – золотой век расцвета экслибрисного жанра в России

Поплярное на сайте:

Воображение в творчестве
М. Чехов пишет о воображении следующее: «Продукты творческого воображения художника начинают действовать перед вашим зачарованным взором . ваши собственные представления становятся бледнее и бледнее. Ваши новые воображения более занимают ...

Первая поездка в Италию
В августе 1629 года художник через Барселону выехал в Италию. 19 сентября эскадра прибыла в Геную. Здесь Веласкес провел нес-колько дней, осматривая коллекции картин во дворцах. Среди этих картин внимание Веласкеса должны были привлечь р ...

Гербовые экслибрисы
В начале XVIII века на внутренней стороне переплёта владельцы библиотеки стали наклеивать бумажные гравированные ярлыки с изображением родовых гербов, вензелей, полного наименования своей фамилии, а позднее различные изображения. Такие яр ...