Акварель не окончена. Несмотря на это, ее стилистические приемы и техника позволяют говорить о некоторых особенностях мастера конца 1840-х годов. Они сказываются в характере склонившихся фигур вельмож, взятых в смелых ракурсах, в приеме накладывания тона на тон, вызывающего ощущение глубины и бархатистости цвета. Сходство наблюдается также в деталях. Возвышающийся слева высокий тополь напоминает дерево в акварели художника «Свидание в Турции», а трактовка попоны вишневого цвета почти повторяет прием, примененный в передаче фактуры лилового лифа Эмилии Мюссар.
Весной 1850 года Брюллов отправился в Италию, где провел последние два года своей жизни. В Риме, где хозяйничали войска французского короля Луи-Филиппа, разгромившего отряды Гарибальди, положение итальянского народа было особенно тяжелым. Оно усугублялось активностью папы Пия IX, охранявшего догмы теократического абсолютизма. Национальное движение в итальянской литературе и искусстве подверглось гонениям. С новой силой оно вспыхнуло в 1860-х годах, когда укрепились демократы. Глубоко сочувствуя страданиям итальянских патриотов, Брюллов решил написать картину «Политическая демонстрация в Риме в 1846 году». Ее темой послужил один из эпизодов народного движения, относящийся к избуанию на папский престол Пия IX. До революции 1848 года имя папы связывалось с разного рода либеральными начинаниями. Весть о даровании им свободы политическим заключенным и роспуске швейцарской гвардии, призванной подавлять народные волнения, вызвала у итальянцев горячее одобрение. Исполнение традиционного религиозного обряда послужило предлогом для выражения политических чаяний передовых людей Италии. Такой смысл придал своему замыслу и русский мастер.
Для задуманной картины Брюллов успел сделать три эскиза. Сохраняя достоверность изображения, он избрал местом действия одну из замечательных площадей Рима — Quirinale, с расположенными на ней обелиском с двумя статуями укротителей коней и королевским дворцом. Дворец этот до 1870 года находился во владении пап. С его балкона в положенный день папа обычно совершал обряд благословения. С необыкновенной силой раскрыл Брюллов политический смысл разыгравшейся на площади сцены. Отодвинув дворец с балконом в глубину, он сделал едва приметной маленькую фигуру палы. Главным действующим лицом оказался народ.
Ощущение массовости и размаха народного движения вызывается присутствием на площади огромного количества людей. Врезавшиеся в толпу экипажи с привставшими ездоками усиливают впечатление многолюдности. В многоликой толпе видны молодые горожанки, пожилые крестьянки, старцы, юноши и даже дети. Экспрессивные движения и жесты людей, приветственно машущих белыми платками или вскидывающих в воздух шляпы, придают предельную динамичность сцене. Впечатлению взволнованности демонстрантов содействовал также выбор времени действия. Как указывает надпись на одном из эскизов, торжественная церемония происходила поздно вечером. Автор «Последнего дня Помпеи» хорошо знал силу воздействия эффектов светотени для передачи патетических чувств героев.
В Риме Брюллов тесно общался со своими соотечественниками. Русскую колонию в это время составляли Александр Иванов, Ф. Моллер, Антон Иванов, П. Орлов, Г. Михайлов и другие. Брюллов застал еще скульптора П. Ставассера, вскоре умершего, и Ф. Иордана, покинувшего Италию в 1850 году.
В последние годы жизни Брюллов продолжал интенсивно работать, говоря:
«Когда я не сочиняю и не рисую, я не живу». Его творческий кругозор был широк и разносторонен. Русского мастера влекли бытовые народные сцены, сложные аллегории и портреты современников.
В мрачные минуты предчувствия приближающейся смерти Брюлловым были задуманы аллегорические композиции, повествующие о бренности человеческого бытия. Таков смысл эскиза: «Все разрушающее время». В реку забвения—Лету—низвергаются с вершины, которую венчает бог времени, великие люди прошлых эпох. Исполняя эскиз, Брюллов мечтал о картине огромных размеров, для работы над которой он хотел привлечь своего итальянского ученика — Галли. «Я перелью в Галли брюлловскую душу»,—говорил он. Интерес к Микеланджело, проявившийся еще в работе над росписями Исаакиевского собора, сказался на новом замысле. Его композиция была навеяна «Страшным судом Сикстинской капеллы.
Поплярное на сайте:
Пещера Ласко
Эта пещера, расположенная поблизости от городка Монтиньяк, была случайно открыта местными школьниками осенью 1944 г. Они же стали ее первыми хранителями, оберегавшими новоявленные сокровища от посторонних. После окончания Второй мировой в ...
Трагедия
Античная традиция называет первым трагическим поэтом Феспида и указывает на 534г. как на дату первой постановки трагедии. Эти ранние трагедии представляли скорее одно из ответвлений хоровой лирики, чем собственно драматические произведени ...
Досуг в 1945-1990 гг
В послевоенный период наметились изменения в культурных потребностях людей, способах проведения ими своего свободного времени. Это было обусловлено целым комплексом факторов: постепенным сокращением трудового дня для рабочих и служащих на ...
Навигация