Красители. Работа красками

Статьи по культурологии » Стихии » Красители. Работа красками

Страница 1

Красителями называют вещества, способные придавать соответствующую окраску текстильным и другим материалам. Все существующие красители разделяют на органические красители и минеральные краски. Органические красители, в свою очередь подразделяются на натуральные красители растительного и животного происхождения и синтетические. Минеральные краски – это соли различных минералов, главным образом хрома, свинца, кадмия, стронция, кобальта, железа и других в смеси и со связующими веществами.

Под термином «краска» в росписи тканей способом батика понимается раствор красителя в воде или в воде со спиртом и другими веществами, способствующими лучшему растворению красителя. В настоящее время в росписи используются только органические минеральные красители.

Из большого количества красителей, выпускаемых отечественной анилино-красочной промышленностью, в росписи тканей (особенно способом батика), используются сравнительно немногие. Объясняется это тем, что условия применения красителей в росписи тканей и в гладком крашении очень различны. Крашение обычно проводится при высокой температуре, часто при температуре кипения красильного раствора и сравнительно продолжительное время. В росписи тканей нужно применять только растворы красителей, имеющие комнатную температуру, в которых далеко не все красители бают яркую окраску. При таких условиях красители плохо усваиваются волокном ткани. Большинство красителей при комнатной температуре вообще не усваиваются, в результате получается плохая устойчивость окраски, особенно к мокрым обработкам и трению.

Большинство красителей при охлаждении их растворов до комнатной температуры выпадает в осадок и желатинируются и, следовательно, не могут быть применены в росписи тканей.

Одним из основных требований, предъявляемых к красителям, является устойчивость окраски. Для определения этого показателя, за основу принимают устойчивость, полученную при росписи в оптимальных условиях, т.е. при строгом соблюдении рецептуры и технологии приготовления краски, вида и качества ткани и назначения изделий. Так, например, окраска головных платков, косынок из натурального шелка, искусственных волокон, шерсти, капрона, должна быть главным образом устойчива к свету, действию мыльного раствора при температуре 40 градусов, поту, трению. Особенно важна устойчивость окраски при росписи тканей способом батика. Наиболее прочные красители –кислотные, металлосодержащие, хромовые, активные. Самые непрочные –основные, главным образом из-за плохой устойчивости к свету. Красители обладают различной растворимостью. Плохо растворимые готовятся меньшей концентрации. Хорошо растворимый краситель может быть приготовлен более концентрированным. Кроющая и выравнивающая способность у красителей различна. В батике могут быть применены только те красители, которые обладают хорошей кроющей способностью в растворах комнатной температуры. Вся работа по росписи тканей способами холодного и горячего батика основана на большей и меньшей способности красок растекаться по ткани. Поскольку в состав краски входят способствующие лучшему растеканию и высыханию вещества, работать с ней надо быстро и уверенно, обладая определенными навыками, в противном случае изделие будет некачественным. Хорошо скопированная гамма цветов является основой художественного произведения, поэтому перед началом работы необходимо проверить наличие красок, подобрать их по тонам. Пробу красок производят на больших отрезках тканей, по качеству соответствующие ткани, на которой мастер собирается работать.

Если рисунок будет производиться способом свободной росписи, то пробу красок производят полусухой кистью по ткани, не обработанной резервирующим составом. Только после высыхания краски можно установить, соответствует ли она образцу, так как краски всех групп обладают способностью сильно осветляться после высыхания. Если мастеру предстоит работа способом горячего или холодного батика, то на отрезке аналогичной ткани тем же резервирующим составом отграничивают небольшие участки размером 3х4 см и вливают в эти участки краску, стараясь сохранить ту же насыщенность, которая будет при выполнении изделия. Пригодность краски определяют также только после ее высыхания. Поскольку ткани разных артикулов из различных волокон неодинаково вбирают в себя краску, то в зависимости от ткани одну и ту же краску применяют различной насыщенности. Способность краски равномерно растекаться также зависит от ткани. На крепдешине, туали, каркасе краска растекается лучше. На креп-жоржете, капроне – хуже.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Филосовско – педагогические воззрения Руссо
Классические конфликтные схемы классицизма XVII-XVIII вв. основались на противоречиях между личностью и государством, частным и общественным, чувством и долгом, страстями и разумом (“Сид” Корнеля, “Ифигения”, “Федра” Расина, “Тартюф”, “До ...

Некоторые аспекты творчества Л.Утесова
" Если режиссер , ставя сегодня спектакль или фильм о довоенной жизни нашей страны , хочет передать атмосферу , эмоциональный колорит 30-х годов , он включает в свое произведение пластинки Леонида Утесова и с помощью этого простого с ...

Нэцкэ
Миниатюрная скульптура — нэцкэ - получила широкое распространение в XVIII — первой половине XIX в. как один из видов декоративно-прикладного искусства. Появление ее связано с тем, что национальный японский костюм — кимоно — не имеет карма ...