История художественного литья

Статьи по культурологии » История художественного литья

Страница 8

Пути развития Каслинского художественного литья отражают различные этапы в истории русской скульптуры. В изделиях мастеров находят свое отражение стиль высокого классицизма (Э. М. Фальконе, Ф. П. Толстой и др.), становление камерной скульптуры, связанное с движением "передвижников" (Ф. Ф. Каменский), и стиль "модерн" (Е. Баумгартен). В чугуне повторены скульптуры Е. А. Лансере, Н. И. Либериха, П. К. Клодта, Ж. Готье и др. На заводе отливались фигуры животных, множество подсвечников, пепельниц, подчасников, вазочек, чернильных приборов, садовая мебель и др. Благодаря каслинским мастерам работы малой пластики Клодта распространились далеко за пределы Уральского хребта.

Позже появились литые произведения скульпторов-импрессионистов (П. П. Трубецкой, В. А. Серов и др.), в которых, остро и точно схватывая жест, характер модели, они запечатлевали ее в пластических набросках. Техника лепки экспрессивными раздельными мазками способствует сохранению отпечатков пальцев на скульптуре (рис. 19).

Воспитанником Московского училища живописи, ваяния и зодчества был Сергей Михайлович Волнухин (1859 — 1921), автор одного из немногих удачных произведений скульптуры тех лет — памятника первопечатнику И. Федорову в Москве (1909). Над памятником С. М. Волнухин трудился 7 лет. Во многом успешному окончанию этой работы содействовал видный живописец С. В. Иванов. Следуя традициям скульптуры второй половины XIX в., Волнухин показывает И. Федорова как совершенно конкретное лицо, облаченное в исторически достоверный костюм, и при этом в реальной обстановке: у печатного станка во время чтения только что полученного оттиска листа первой русской книги. Красивое славянское лицо обрамлено прядями густых волос. На лбу они перехвачены ремешком, как было принято у многих поколений русских

крестьян и мастеровых, курчавым окладом борода ложится на грудь.

Рис. 20

А. С. Голубкина. Березка (1927), бронза

Рис. 19

П. П. Трубецкой. Дети (1900), бронза

Рис. 17

М. М. Антокольский. Ермак (1891), бронза

Рис. 18

Р. Р. Бах. Портрет П. П. Чистякова – академика Академии художеств, бронза

С. М. Волнухин был учителем многих известных скульпторов, в частности А С. Голубкиной, Н. А. Андреева, С. Т. Коненкова и др.

Анна Семеновна Голубкина (1864 — 1927) значительную часть своего творчества посвятила работе над созданием образов простых русских людей. Она стремилась в обобщенных символах передать пробуждение человека в борьбе за социальную справедливость. В декоративных и станковых композициях социальные мотивы порой сочетаются с отвлеченной символикой в духе стиля "модерн", например "Березка" (рис. 20). Наиболее значительны портреты, отличающиеся одухотворенностью и внутренней экспрессией, например портрет А.Н. Толстого (рис. 21).

В предреволюционные годы выделялись своими работами скульпторы И. Я. Гинзбург, С. Д. Меркуров, И. Д. Шадр, В. И. Мухина, М. Г. Манизер и др.

Рис. 21

А. С. Голубкина. Портрет А. Н. Толстого (1911), бронза

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Поплярное на сайте:

Назначение пирамид
Царские усыпальницы - пирамиды, навсегда остались непревзойденными образцами монументального зодчества Изучение древнеегипетских текстов открывает тайну этих странных сооружений при жизни фараон, по верованию народа охранял своей магией г ...

Образ женщины в творчестве Г. Климта
Климт пишет на рубеже веков. В искусстве того времени происходят значительные изменения: появляется стиль модерн. Он стремительно завоевывает все виды искусства, в том числе и живопись. Изобразительное искусство переломной эпохи ищет не ...

Скульптура
Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска эта на наш взгляд была достаточно условной и скорее напоминала тонирование. Сходство подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй, составлявших неделимое органическое целое ...