История художественного литья

Статьи по культурологии » История художественного литья

Страница 7
Для увековечения памяти величайшего из национальных поэтов было принято решение о сооружении памятника А. С. Пушкину. Среди многочисленных работ, представленных на конкурс, убедительную победу одержал проект Александра Михайловича Опекушина (1838 — 1923). Памятник, отлитый в 1880 г., прошел испытание временем и до сих пор любим народом (рис. 12). Опекушин изобразил Пушкина одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ. Обращаясь к традициям русской и мировой классики, скульптор сумел добиться большой пластической выразительности статуи. Поза поэта отличается непринужденностью, не исключающей, однако, благородной величавости и поэтической возвышенности.

В августе 1950 г. памятник был перенесен на новое место, в центр реконструированной площади. Прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось явно недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента.

В 1875 г. А. Р. Бок отлил аллегорическую скульптурную группу, изображающую Минерву — по древнеримской мифологии покровительницу ремесленников и художников (рис. 13).

Рис. 11

И. П. Прокофьев. Актеон, преследуемый собаками (1748), отлито с гипсового оригинала, бронза

Евгений Александрович Лансере (1848 — 1886) выполнял небольшие жанровые статуэтки и группы (преимущественно изображения животных), а также сценки из быта русских крестьян и народов Кавказа и Средней Азии, в которых проявлял большую наблюдательность и мастерство передачи жестов людей и повадок животных (рис. 14). Скульптурно оформлял произведения декоративно-прикладного искусства (чернильницы, подсвечники и др.). Ряд работ Лансере был предназначен для тиражирования на Каслинском чугунолитейном заводе. Лансере создано свыше 400 оригинальных отливок.

Во второй половине XIX в. скульптура как бы отходит на второй план после живописи, что особенно относится к литой монументальной и декоративной скульптуре. Это вызвано протестом художников против академической системы преподавания — творить только на отвлеченные мифологические темы. Среди первых скульпторов, обратившихся к бытовому жанру, были С. И. Иванов, М. А. Чижов, В. А. Беклемишев, М. М. Антокольский и др.

Сергей Иванович Иванов (1828 — 1903) вошел в историю главным образом как автор статуи "Мальчик в бане" (1854). Без всякой слащавости и идеализации скульптор изобразил обливающегося водой крестьянского мальчика (рис. 15).

Работы Матвея Афанасьевича Чижова (1838 — 1916), отражающие в основном бытовые сцены, как правило, отмечались наградами. Так, фигура "Киевлянин с уздечкой" (рис. 16) получила малую золотую медаль. Золотые медали получили также фигуры "Крестьянин в беде", "Игра в жмурки" и др.

Наиболее значительны произведения Марка Матвеевича Антокольского (1843 — 1902) на исторические темы, в которых отразились патриотические устремления. Такими произведениями - статуями являются "Иван Грозный", "Петр I", "Ермак" (рис. 17) и др.

Михаил Осипович Микешин (1835 — 1896) приобрел известность, победив в 1859 г. в конкурсе на проект памятника "1000-летие России" для Новгорода, и позднее (1873) при создании памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге. В обоих случаях Микешину помогали скульпторы М. А. Чижов, Н. А. Лавренский, А. М. Опекушин и др.

Рис. 12

А. М. Опекушин. Памятник А. С. Пушкину (1880), бронза

Роберт Романович Бах (1859 -1932) — крупный академический педагог, автор известного памятника А. С. Пушкину в Царском Селе и памятника М. И. Глин­ке в Петербурге (1906), многочисленных портретов (рис. 18). P. P. Бах открыл в знаменитых Каслях школу, в которой учил рабочих и мастеровых людей искусству скульптуры и литья.
Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Поплярное на сайте:

Скульптура
Высокого уровня развития достигла скульптура. Первоначальным ее материалом было дерево, поздней в монументальных памятниках замененное известняком и песчаником. Маски, музыкальные инструменты, орудия труда изготавливались из разных пород ...

Храмы
Идеи о становлении мира отражались в религиозном искусстве и храмовой архитектуре.В эпоху Древнего Царства выработалась форма обелиска как солнечного символа. А вершина обелиска представляет собой пирамиду – священную форму, запечатленную ...

Буддизм
Как сообщают средневековые китайские, арабские, персидские и иные авторы, до утверждения на территории современного Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и юга Казахстана ислама (8-9 вв.) был широко распространен буддизм. ...