Исторические факторы, способствующие возникновению и развитию пасхальных яиц

Статьи по культурологии » Искусство росписи пасхальных яиц » Исторические факторы, способствующие возникновению и развитию пасхальных яиц

Страница 19

Рисунок самой нижней, завершающей части яйца повторяет начальное крестообразное построение, что означает "возвращение на круги своя", то есть бесконечность бытия.

“Светики" выражают красоту окружающего мира во всем его многообразии, величии, гармонии.

Таким образом, орнамент можно назвать искусством упорядоченности поверхности или даже искусством ритмической организации мира. Все это проявляется не в сюжете, а в самом строе орнамента. Чувство упорядоченности, правильности, простой или сложной закономерности - это и есть смысл орнамента.

Подлинная тема в орнаментах - идея организованного, не случайно построенного мира.

Чтение, расшифровка узоров позволяет выявить общие, непреходящие, вечные символы и знаки, законы развития мира, природы, Вселенной. Моделируя и варьируя их, можно создавать новую реальность, рукотворное продолжение природы.

Искусство традиционного и современного оформления пасхальных яиц - это целый мир, яркие штрихи к живому образу России.

В конце 80-х годов XX века в нашу жизнь вернулись забытые обычаи и ритуалы, в том числе старинная русская традиция подношения пасхального яйца. Большой интерес вызывают выставки пасхальных яиц в России и за ее пределами. Так, в 1990 году в Италии была впервые показана коллекция русских фарфоровых пасхальных яиц из фондов Государственного Исторического музея. А вслед за ней в Сан-Диего (США) и в Москве были организованы выставки яиц, сделанных фирмой Фаберже по заказу русской императорской семьи, хранящихся в коллекциях музеев Московского Кремля и Нью-Йоркской галереи журнала «Форбс». В 1992 году в рамках международного Сергиевского конгресса, посвященного Сергию Радонежскому, в Центральном доме художника также прошла выставка пасхальных яиц.

В настоящее время пасхальные яйца можно считать не только культовым предметом, но и светским: в их украшении часто используют изображения тематически не связанными с праздником Пасхи. Хотя возрождая старые традиции, современные мастера снова и снова обращаются к росписи пасхальных яиц. Интересно отметить тот факт, что некоторые художники-профессионалы, обратившиеся к росписи матрешек, через 3-4 года занялись пасхальными яйцами, а позже иконописанием. Таким образом, повторился эволюционный путь, который по мнению русского богослова, философа, ученого Павла Флоренского, от расписного египетского саркофага через фаюмский портрет привел к иконе. Марина Цветаева говорила, что все дары даются неведающим и неблагодарным, кроме дара души, которая не что иное, как совесть и память. В лучших своих проявлениях пасхальные яйца с религиозными изображениями обладают такой энергетикой, такой силой воздействия, что действительно способны пробудить историческую память и осветить наши души.

Традиция росписи пасхальных яиц не утратила свое значение. Она приобрела более эстетический характер, нежели раньше. В традиции росписи пасхальных яиц совершаются глубокие стилистические изменения, вытекающие из развивающихся традиций. Видоизменилась роспись на пасхальных яйцах, сюжеты, композиция, цвет. Причина заключается в рождающемся новом мировоззрении, творческом отношении к традиции, в профессионализме художника, в критическом отношении, которым не обладал прежде крестьянский мастер. Кроме этого, в искусстве создаются новые направления, новые формы и средства выражения.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 

Поплярное на сайте:

Исповедальная трилогия Руссо
Не опубликованную при его жизни “Исповедь” (1766) Руссо оставил в трех рукописях. Первый текст, неполный, храниться в библиотеке швейцарского города Невшатель. Второй текст, полный, находиться в библиотеке французского парламента, и его у ...

Театр Ликурга
Построен в эллинистическую эпоху в Афинах, получивший по образцу древних театров этой эпохи высокую сцену, поддерживавшуюся впереди колоннами проскения (фундамент которого еще до сих пор можно разли­чить). Параскении были укорочены, выст ...

Мужская и женская одежда
Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. К конц ...