Исторические факторы, способствующие возникновению и развитию пасхальных яиц

Статьи по культурологии » Искусство росписи пасхальных яиц » Исторические факторы, способствующие возникновению и развитию пасхальных яиц

Страница 18

В Ставропольском крае, в селе Кочубеевское, в доме детского творчества создана студия “Фантазия" занимающаяся бисероплетением. Основное место среди детских и юношеских работ занимают “светики" – они так называют пасхальные яйца оплетенные бисером. Своей праздничностью и декоративностью они продолжают традиции народных писанок.

Если всмотреться внимательно в “светики", то можно увидеть, что каждое яйцо неповторимо, индивидуально орнаментировано. Оно несет в себе определенную информацию повествует своим образным языком о вечности, духовном просветлении. Вместе с тем “светикам" присущи общие композиционные и стилистические элементы построения Узорный поясок представляет собой “бесконечник", символ бессмертия. Эту своеобразную знаковую систему можно считать обереговой. Орнамент условно делится на три части: верхний (небесный мир), средний (земной), нижний (подземный мир).

Верхний (небесный) мир начинается со светлого крестика и воплощает идею центра и основных направленностей от него, в этом месте сходятся пути во все миры. Его белый цвет выражает, по представлению наших предков, "тот неисповедимый белый свет, откуда идет неведомая сила зарождения жизни. Здесь крест символизирует восхождение духа, устремление к Богу, к вечности. От белого креста, как правило, исходит лучезарное сияние, свет переходит в солнечный, он лучами нисходит вниз и пронизывает потоками всю землю.

Небесную символику выражают белый, голубой, синий цвета, проявляющиеся в виде облаков, капель дождя. Энергетические потоки небесного мира постепенно переходят к земному миру, между ними всегда происходит энергообмен.

Всеукрупняющийся крестообразный орнамент выступает как символ огня, солнца, символ единства духовного и материального аспектов бытия, символ активного мужского начала.

Различно стилизованный солярный знак занимает большую часть небесного мира. Четырехчастное деление узоров выражает четыре состояния природы - четыре времени года, четыре направления частей света.

В земном ярусе крестообразный знак выступает в иных ролях, в зависимости от цвета. Светлый крест с расходящимися лучами (крест также воспринимается как ромб) выступает как подобие человека с распростертыми руками. Зеленые ромбы олицетворяют растительный мир, голубой цвет обозначает реки. Присутствие желтых ромбов (древний солярный знак) указывает на солнечный свет в земном ярусе. Ромб издавна был символом пашни, земли, отдельные точки - это семена. Подобное разнообразие выражается коричневым, зеленым, желтым цветом. Бутоны - это символ развития, цветы - процветания, ягоды - символ урожая. В среднем (земном) мире крест означает плодородие, процветание, удачу. Постепенно к низу яйца рисунок закругляется, и мы видим круг - знак земли, женского начала, несущий идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства. Нижний (подземный) мир рассматривается нами как то, что скрыто под землей, - ее недра, богатства. Это тот огромный полезный для человека потенциал, благодаря которому, в единстве со Вселенной, и возможна жизнь.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19

Поплярное на сайте:

Жан-Жак Руссо
Чрезвычайно своеобразное место в Просвещении принадлежит Жан- Жаку Руссо (1712-1778гг.) одному из самых влиятельных деятелей французского Просвещения. Руссо - уроженец и гражданин Женевы, старинного центра кальвинистского богословия и мор ...

О жизни Гойи
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес родился 30 марта 1746 года в маленькой испанской деревушке Фуэндетос, близ Сарагосы, в семье позолотчика. В 12 лет он стал учеником местного живописца Х. Мартинеса. В 17 лет он едет в Мадрид, чтобы попыт ...

Освободителям Духовщинского района
Памятный знак в центре Духовщины О событиях суровых военных лет напоминает 122-миллйметровое орудие, установленное на высоком железо­бетонном постаменте в центре Духовщины. Оно крушило своими снарядами иноземных завоевателей на по ...