М.В. Нестеров - как художник переходного периода рубежа XIX - XX веков

Статьи по культурологии » Творчество Нестерова на уроках » М.В. Нестеров - как художник переходного периода рубежа XIX - XX веков

Страница 3

В 1941 году художник получил Государственную премию первой степени за портрет И.П. Павлова (1935). В этом же году портрет А.В. Щусева.

В 1942 году вышла из печати книга М.В. Нестерова «Давние дни». Чествование М.В. Нестерова связанное с его 80-летием, было отмечено в этом же 1942 году, и в это же время его наградили орденом Трудового Красного Знамени и присвоили ему звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В этом же году он написал свое последнее произведение - картину-пейзаж «Осень в деревне».

М.В. Нестеров скончался 18 октября, на 81-м году жизни.

Таким образом, краткий взгляд на жизнь и творчество этого художника показывает, что картины М. Нестерова говорят о взаимоотношениях художника с окружавшими его явлениями, событиями, большими темами русской истории и действительности, русской культуры, русской живописи его времени. И речь здесь идет не о том, как лично относился к этому всему М.В. Нестеров, художник и человек, а о том, какое место, какая «ячейка» была ему отведена, что им найдено в общей мозаике сложной, противоречивой и все же диалектически целостной картине его эпохи, России конца XIX в и начала XX в.

Перед М. Нестеровым, как и перед его сверстниками, вставал вопрос об «излитии» любыми приемами накопившегося в сердце и в совести. Нестеров был одним из самых взыскательных художников в истории не только русского искусства, но и мирового. Для него не могло быть «все равно как», а надо было «хорошо», «особенно». И не «все равно, что», а тоже - «нечто большое и важное», «народное и русское».

То, что выбрал М. Нестеров, было, без сомнения, «внутренним», не «внешним», и не «историей» (на этот путь встали художники В.И. Суриков и А.П. Рябушкин), и не «иконой» или былиной (как В.М. Васнецов), а «поэзией и легендой», или, как это выразил исследователь С. Дурылин (9), «легендой, и песней, и сказкой».

Страницы: 1 2 3 

Поплярное на сайте:

Литой лев Урарту
В развитии литейных ремесел древних племен Закавказья и Скифии значительную роль сыграла урартская техника литья, особенно техника художественного литья. Многие племена Армянского нагорья, теснимые завоевателями (главным образом Ассирией ...

Импрессионизм. Предыстория
Импрессионизм… Но почему именно он? Да, наверное, потому, что это один из кратчайших по времени и наиболее драматичный по накалу страстей период в ходе развития изобразительного искусства во Франции. Собственно история импрессионизма охва ...

Освободителям Духовщинского района
Памятный знак в центре Духовщины О событиях суровых военных лет напоминает 122-миллйметровое орудие, установленное на высоком железо­бетонном постаменте в центре Духовщины. Оно крушило своими снарядами иноземных завоевателей на по ...