Общая характеристика российского искусства второй половины XIX – первой половины XX века

Статьи по культурологии » Творчество Нестерова на уроках » Общая характеристика российского искусства второй половины XIX – первой половины XX века

Страница 1

Вторая половина XIX в. несла на себе печать реформ Александра II, а после его гибели в 1881 г. преддверия революционных событий первых двух десятилетий XX в. Исходя из общественного бытия этого большого периода, можно сказать, что искусство играло тогда огромную роль в формировании национального сознания.

В культуре России, во всех ее направлениях преобладал критический реализм, стремившийся раскрыть обществу глаза на углублявшиеся социальные проблемы, углублявшийся раскол между различными слоями и группами в российском обществе.

Именно художники 60-х гг. XIX в. Показали свое критическое отношение к действительности, проявив в этом свою гражданскую и нравственную позицию. Их искусство было остросоциальным, соответствовавшим новой системе видения задач творчества, которые давали подробную оценку новым работам художников.

Искусство критического реализма носило характер проповеди, размышления. Живопись была тесно связана с литературой (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов). Произведения художников являлись не только иллюстрацией к этой литературе, но и к самой жизни.

70-е годы XIX века - это пора расцвета русского демократического реализма. Прогрессивная демократическая живопись завоевала тогда общественное признание. Появились критики - Стасов, И.Н. Крамской, в это же время П. Третьяков начал коллекционировать самые значительные произведения.

Петербургская Академия художеств продолжала давать академическое образование с требованием тем дипломных работ на мифологические темы.

В 1863 году борьба за отражение реальной действительности вылилась в так называемый Бунт 14 ти, которые отказались писать картины на предложенную руководством Академии тему, т.к. они считали, что есть темы намного важнее, чем религиозная тематика. Они ушли из Академии художеств и организовали свою «Петербургскую артель художников». Одним из организаторов этого бунта и артели был И.Н. Крамской.

Артель просуществовала недолго, но вскоре московские и петербургские художники объединились в Товарищество передвижников (передвижные выставки с 1870 г.). Тематика произведений была социально-направленной, что будоражило общество, вызывало неоднозначную реакцию со стороны разных слоев. Наибольший расцвет передвижники достигли в 80-е годы XIX века. У них была своя четкая идейная программа - отображать жизнь со всеми ее социальными проблемами.

Бытовой жанр был лишен анекдотичности, основная направленность - гражданственность. Товарищество было создано по инициативе И.Н. Крамского и Г.Г. Мясоедова, их поддерживали В.Г. Перов, Н.Н. Ге, И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, В.Е. Маковский и др.

Членами учредителями был составлен и 1-й устав Товарищества.

В 70 - 80-е годы к ним присоединились такие художники, как И.Е. Репин, В.Н. Суриков, В.М. Васнецов, Н.А. Ярошенко, Н.А. Касаткин и др. А с середины 80-х гг. в передвижных выставках приняли участие В.А. Серов, И.И. Левитан, В.Д. Поленов.

Основной задачей передвижников было многостороннее отражение современной им жизни, их творчество будило общественную мысль, привлекало зрителя к наболевшим вопросам современности.

Особенно ими развивался бытовой жанр, а также историческая, портретная и пейзажная живопись. В этих жанрах прослеживались тенденции к созданию монументальной картины - эпопеи на современную и историческую тему, серий батальной живописи, портреты - картины, лирического и эпического жанров.

Переходным направлением в российской живописи рубежа XIX - XX вв. стал модернизм, яркими представителями которого во всей его многоликой ипостаси стали М. Врубель, К.Ф. Юон, М. Шагал, К. Малевич и др.

Свое видение жизни они показывали в произведениях, далеких от реализма и классицизма, при этом считая, что их искусство стало преддверием революции 1905-1917 гг.

Революции 1917 г. внесли свою лепту в развитие изобразительного искусства России: появилось множество течений, групп, ассоциаций, которые до 1925 г. существовали автономно и только дискутировали между собой, доказывая истинность своего видения искусства для народа.

В 20 - 30-е гг. XX в. - это время существования разных группировок, у каждой из которых была своя идея, манифесты, программа и выразители средств. Наибольшее значение приобрела тогда «АХРР» («Ассоциация художественной революции России»), поддерживавшая политику государства (возникла в 1922 г. на базе Товарищества художественных передвижных выставок). С 1928-го г. была переименована в «АХР» («Ассоциация художников революции»). В нее вошли художники из «Союза русских художников» и др. Основная программа - отражение быта рабочих, крестьян и т.д.

Были организованы ими выставки: «Жизнь и быт рабочих» (22 г.), «Жизнь и быт Красной армии» (23 г.), «Жизнь и быт народов СССР» (26 г.). Эти художники работали почти во всех жанрах. Основная тематика - революционная, в которой ведущую роль сыграл И.И. Бродский, создававший серию «Лениниада». В бытовом жанре работал Е.М. Чепцов. Его картины посвящены повседневной жизни крестьян и рабочих («Заседание сельской ячейки»). Произведения Н.А. Касаткина посвящены жизни и быту рабочих («Шахтерка», 1894 г., «Углекопы. Смена.» 1895 г.).

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Художник Главного Морского штаба
В середине лета 1844 года завершилось четырехлетнее пребывание Айвазовского в Европе. Он вернулся на родину, увенчанный признанием, европейской славой. Друзья художника с радостью отмечали его возвращение. Академия художеств в сентябре у ...

Культура как фактор, регулирующий условия проявления человеческих возможностей
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которы ...

Цвет в государственной символике Якутии
Республика Саха (Якутия) имеет отвечающие ее статусу Государственный герб и Государственный флаг. Их проекты были одобрены на XV и XVI сессиях Верховного Совета, то есть соответственно: флаг - 14 октября 1992 года, герб - 26 декабря того ...