Общая характеристика российского искусства второй половины XIX – первой половины XX века

Статьи по культурологии » Творчество Нестерова на уроках » Общая характеристика российского искусства второй половины XIX – первой половины XX века

Страница 2

Батальный жанр представлял М.Б. Греков, писавший картины о революционных событиях в романтическом ключе («Отряд Багратион»). Впоследствии он повлиял на развитие батальной живописи.

В жанре портрета работал С.В. Малютин («Портрет инженера Передерия», «Портрет писателя-бойца Д. Фурманова»), Г.Г. Ряжский.

В 20-е г. заметно обращение к портрету, где сочетаются индивидуальные черты с чертами, характерными для этой эпохи. Они отражают социально-обобщенное лицо модели («За учебу. Пионерка с книгами», «Председательница» Н.А. Касаткина).

Новый образ строящейся страны прослеживается в пейзажном жанре. Так возникает индустриальный пейзаж («Транспорт налаживается» Яковлевой, «Купола и ласточки» (21 г.) К.Ф. Юона, «Мойка. Белые ночи.» (27 г.) Осмеркина, «Голубая весна» (30 г.) Бакшеева и др).

Объединение «Четыре искусства» - выдвинуло на 1-й план вопросы специфики изобразительности искусства и выразительности художественной формы, лаконичность простых форм (Петров-Водкин К.С., П. Кузнецов и др.). «Общество молодых художников» («ОМХ» 1928 г.) стремилось передать материальное богатство мира с помощью энергичной лепки объема, смелой свето-теперовки (П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, Р.Р. Фальк), («Снедь московская» Маликова и др.).

Скульптура 20-х гг. овеяна революционной романтикой И.Д Шадра («Булыжник - оружие пролетариата»). Он стремился в своем творчестве использовать традиции мирового искусства, в частности, Родена.

После смерти В.И. Ленина правительство поставило перед деятелями искусства задачу отражения в нем образа Ленина, как вождя мирового пролетариата. Был объявлен конкурс скульптуры вождя для Финляндского вокзала, победил проект скульптуры Авсеева «Ленин на броневике». Также работал в то время С.Д. Меркулов, тяготевший к монументальности в портретном жанре. Он снимал посмертную маску с Ленина, на основе которой возникла его композиция «Смерть вождя».

Памятники Ленину создавались для разных городов.

В портретной скульптуре работала А.С. Голубкина, Домогадский и Николадзе. Скульптор С. Лебедева смогла уловить и показать в своих работах индивидуальность характера, но с чертами своей эпохи («Женский портрет»). В классической манере работал А.Т. Матвеев, который в 1929 г. создал композицию «Октябрь». В 1926 г. сформировалось общество русских скульпторов («ОРС»), в него входили многие мастера разных школ и направлений, их объединял интерес к современности. Просуществовало оно до 1932 года.

В архитектуре начала XX в. Ведущим направлением был конструктивизм. В нем подчеркивалась, в первую очередь, функциональность. Принципы конструктивизма были разработаны на Западе. Советский конструктивизм представлен в проекте «Дворец труда» (в Москве, братья Леснины), но не был осуществлен. Однако, он способствовал утверждению конструктивных форм в архитектуре, широко использовался в строительстве общественных зданий, театров, дворцов культуры, домов культуры («Дом на набережной Мосова», «Мавзолей Ленина» Щусева А.В и др).

В 20 - 30-е гг. возникло соперничество между конструктивизмом и неоклассицизмом. К концу 30-х гг. неоклассицизм стал явно преобладать над конструктивизмом. В середине 30-х гг. возводятся станции Московского Метрополитена. С роскошной внутренней отделкой (мозаика, скульптура, фрески, витражи, мрамор и бронза и мн. др.). Но при этом произошла перегрузка советской символикой (пятиконечные звезды, серпы с молотами, чрезмерная помпезность), что шло в ущерб здравому смыслу и удобству.

Это направление просуществовало вплоть до 50-х гг. - его называют сталинским ампиром.

Таким образом, краткий взгляд на эпоху позволяет сделать вывод, что искусство России второй половины XIX в до середины 50-х гг.XX века прошло очень большой путь до неоклассицизма (сталинского ампира), перешагнув при этом через множество направлений модернизма, футуризма и других «измов», что до сих пор высоко оценивается во всем мире. И значительное место в этом периоде развития русской живописи занимает творчество М.В. Нестерова.

Страницы: 1 2 

Поплярное на сайте:

Открытие бумаги
В древности китайцы использовали для письма деревянные и бамбуковые дощечки и шелк. Способ фиксации знаний на дощечках был объемен и поэтому неудобен (известен факт, когда литератор династии Хань (206 г. до н.э. -- 220 г. н.э.) Дуфань Шо ...

Горячий батик
Горячий батик работа более сложная, более интересная. Различают несколько способов росписи при помощи горячего батика. Простой батик. В соответствии с разработанным проектом также применяется шаблон, который прикладывается на ткань и п ...

Жизнь и творчество Феофана Грека
Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность ...